Опубликовано

Государственное регулирование цен: кто что контролирует и с какими последствиями?

Государственное регулирование цен является инструментом защиты интересов государства и его граждан. Но, как показывает практика, такие действия в целях сохранения рентабельных цен оказывают неоднозначное влияние на деятельность ритейлеров.

Проект постановления о государственном регулировании цен с торговой наценкой не выше 10% на некоторые продукты питания от 12 января 2022 года не предусматривает переходного периода, что позволило бы торговым сетям адаптироваться к изменениям.

Предыдущее государственное регулирование в Украине было отменено в июне 2017 года с объяснением, что такой контроль приводит к административному давлению на бизнес и создает чрезмерное вмешательство власти в экономические процессы. Тогда почему в 2022 году было принято обратное решение?

Первый заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий такой ход мотивирует тем, что лимит в 10% торговой надбавки сделает невозможной манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли продовольственными товарами и создаст понятный механизм ценообразования.

Бизнес поддерживает необходимость обоснованных цен на значимые товары в стране. Но сейчас увеличение стоимости продукции обусловлено ростом отпускных цен производителей, которые, в свою очередь, вынуждены повышать эту цифру из-за увеличения расходов на энергоносители, сырье и коммунальные услуги.

В таких условиях очевидным стал тот факт, что на это решение властей неоднозначно отреагировали продуктовые ритейлеры Украины.

Позиция сети АТБ

Генеральный директор АТБ Борис Марков проект Кабмина назвал резонансным, что еще раз подтверждает не столько актуальность проблемы, сколько неоднозначность и необдуманность решения. Также было подчеркнуто, что реализация социально важных продуктов в магазинах сети не будет прекращаться, но будет ли сохранена эта тенденция у других операторов рынка — вопрос открытый.

Позиция METRO Cash & Carry

Елена Вдовиченко, директор METRO Cash & Carry Украина, государственное регулирование цен назвала возвращением к советским методам плановой экономики, что может привести к дефициту товара на полках магазинов. Также было подчеркнуто, что рост цен на социально значимые продукты питания обусловлен увеличением отпускных цен со стороны производителей, вынужденных повышать стоимость своей продукции из-за роста тарифов на энергоносители.

Олеся Оленицкая, директор по вопросам сотрудничества с органами государственной власти и связей с общественностью METRO Cash & Carry Украина, выразила мнение, что госрегулирование цен может иметь негативные последствия для отечественной экономики: продавать такие товары ритейлу будет невыгодно, поэтому заказы у производителей могут уменьшаться. Это может привести к остановке производств, потере рабочих мест и снижению налоговых поступлений в государственный бюджет.

В официальном пресс-релизе, METRO выступает против государственного регулирования цен на социальные товары, и призывает правительство отменить соответствующее постановление Кабинета Министров Украины.

Позиция сети минимаркетов «КОЛО»

Исполнительный директор сети магазинов «КОЛО» Марина Сергиенко предположила, что в перспективе для ритейлера нет смысла поддерживать список продуктов из списка Кабмина, поскольку логистика и другие операционные расходы не покрываются 10-процентной наценкой.

Марина Сергиенко отмечает, что речь идет не об инициативе ритейлеров повысить цену (чтобы заработать больше), а о глобальном и динамичном увеличении цен на электроэнергию, коммунальные услуги и сырье.

 

Упомянутые государственные нововведения получили комментарии и от представителей FMCG производств.

 

Позиция ООО «Инкерман Украина»

Генеральный директор «Инкерман Украина» и владелица компании 46 Parallel Wine Group Анна Горкун считает, что недовольство ритейлеров вполне оправдано: происходит вынужденное уменьшение заработка без предупреждений и добровольно-принудительное снижение доходов.

CEO «Инкерман Украина» озвучила и другую сторону проблемы — с позиции потребителей. Не зная о том, что цены на социально значимые продукты принудительно удерживаются, покупатели будут жаловаться на сравнительно более высокую стоимость других товаров.

 

Вывод один – увеличение минимальных розничных цен не влияет на рост стоимости продукции у поставщика, но, безусловно, уменьшает доходы ритейлеров. Между строчками у всех представителей ритейла просматриваются нотки возмущения, но каждая из  торговых сетей готова к диалогу и поиску компромиссных решений.