Опубликовано

На пути симплификации: какие вызовы приняла сеть «Ашан» в Украине?

Эволюция формата гипермаркета-дискаунтера в последние два года проходила с кучей вызовов: локдауны, укрепление e-commerce, пересмотр подходов к бизнесу. Все эти изменения сопровождаются глобальной тенденцией переориентации ритейлеров с крупных розничных форматов на convenience. Как на эти трансформации на рынке реагирует сеть гипермаркетов «Ашан», — мы узнали у Игоря Ковалева, руководителя департамента развития компании.

— Здравствуйте, Игорь. Позади 2 года работы ритейлеров в невиданных до этого условиях. Как вы думаете, дальше рынку будет легче? 2022-ой год пройдет для рынка спокойно или стоит ожидать турбулентности?

— Так уж сложилось исторически, что практический каждый год несет украинскому бизнесу новые вызовы. Тот же 2022-ый начался с обострения геополитический ситуации. В таких реалиях украинскому рынку приходится быстро адаптироваться. Если в 2020-м, в связи со всей этой ситуацией с COVID, для нас было много неизведанного и никто не понимал, с чем столкнулся, то уже 2021-ый год показал, что бизнес развивается и двигается в любых условиях. И этот год был для нас довольно стабильным и успешным.

Чего ждать от 2022-го? Я бы все-таки смотрел в будущее с оптимизмом. Рынок не может стоять на месте. Будем развиваться в тех условиях, которые нам предложит мир. 

— Можете ли вы кратко очертить основные методы, посредством которых ваша компания «подстраивалась» под вызовы пандемии?

— Мы, как и многие бизнесы, начали строить онлайн-торговлю. Сейчас работаем с внешними компаниями, развиваем собственное мобильное приложение и сайт. Как компания, которая заботится о здоровье своих людей, продолжаем вакцинировать сотрудников прямо в магазинах и офисах. Масочный и бригадный режим работы — это та норма, которая сама собой подразумевается. И в качестве социальной миссии бренда мы разместили центры вакцинации в наших ТРЦ.

— Весь глобальный ритейл заявляет о конце эры гигантомании и переориентации львиной доли потребителей с крупных розничных форматов на convenience. Практикуете ли вы сокращение площадей торговых залов своих гипермаркетов в Украине? Как происходит этот процесс?

— Действительно, мир ритейла на данных момент подвержен симплификации, то есть упрощению. Мы тоже на этом пути — в частности, совместно с нашими партнерами оптимизировали часть площадей. Например, гипермаркеты в ТЦ «Караван» или наш магазин на киевской Петровке, не потеряв при этом в товарообороте.

Но с другой стороны, мы хотим остаться верными своему формату больших магазинов. Наш клиент привык, что в «Ашане» можно купить все — от продуктов до садового инвентаря. Поэтому мы готовы оптимизировать площади, но не менять подход к бизнесу. Те проекты, на которые мы нацелены — это 4-6 тыс. кв.м торгового зала. В редких случаях — больше.

— В последние годы многие ритейлеры Украины (BILLA, NOVUS и даже «Ашан») фактически свели к нулю свою экспансию в периферийные регионы Украины, отдавая предпочтение развитию в Киеве. Говорит ли это, что наблюдается некая пропасть между уровнем благосостояния граждан в столице и в отдаленных областях?

— Традиционно для развития сети всегда выбирали пятерку городов-миллионников. Это взвешенный подход таких компонентов, как: покупательская способность, плотность населения, культура покупки, средний уровень зарплаты, агломерация и т.д. Поэтому много бизнесов на старте наращивают свои мышцы именно в городах-миллионниках.

Мы представлены во всех этих регионах. Продолжаем в них развиваться, и на сегодня ищем там площади для открытия новых магазинов. Поэтому сказать, что мы сейчас ярко выделяем именно Киев будет неправдой. Понятно, что столица всегда впереди в плане развития клиентского опыта. Но с другой стороны, когда «Ашан» заходит в новый город, мы понимаем, что своими большими форматами можем изменить культуру покупок местных жителей.

Есть регионы, где каждый второй посетитель торгового центра выходит с чеком «Ашан». При этом многие едут к нам из близлежащих населенных пунктов. Таким образом, мы формируем некие покупательские ритуалы среди населения.

Что касается открытий в новых регионах, то мы смотрим на города, которые логистически ложатся между уже работающими магазинами. Нам, к примеру, интересны Ивано-Франковск, Винница, Полтава.

— В 2021 р. вы открыли более 10 минимаркетов «Ашан pick up Point». Проект оправдывает себя?

— Проект «Ашан pick up Point» — это не только история про бизнес. Хотя все в нашей сфере начинается и заканчивается словом «бизнес»: инвестициями и окупаемостью проекта. Но, в то же время, мы это делаем для того, чтобы развивать онлайн-торговлю.

Ведь это не только физический магазин, но и точка выдачи онлайн-заказов прямо под домом у клиента. С помощью формата pick up Point мы развиваем бренд «Ашан», увеличиваем его присутствие в городах наших клиентов, знакомим новых покупателей с сетью и ее возможностями.

Потенциал у этого формата огромный. Он позволяет нам экспериментировать с новыми диджитал-технологиями. Например, на базе «Ашан pick up Point» мы открыли наш автономный магазин, который работает без кассиров.

— Да, именно — в конце 2021 г. в столичном ЖК «Комфорт Таун» вы открыли полностью автономный магазин, работающий без кассиров и на цифровом замке. Есть ли уже первые результаты работы этой точки? Каковы дальнейшие планы компании в этом направлении?

— Мы довольны этим форматом. «Ашан» был первым в Украине, кто открыл полностью автономный магазин.

Какая основная задача бизнеса? Закрывать потребительский запрос. А запрос на подобный формат в Украине есть. Неслучайно наш первый автономный Pick up Point открылся именно в «Комфорт Тауне». Этот район выбрали для жизни многие специалисты сферы технологий. Им интересно все новое, прогрессивное, они готовы к экспериментам. Им этот формат «зашел».

Если говорить о бизнес составляющей объекта, то его автономность — а точнее отсутствие работников зала — сокращает операционные затраты на персонал. В ближайшее время мы планируем открыть еще один такой магазин в одном из инновационных парков Украины. Сейчас мы на стадии переговоров по локации.

— Кстати, вы арендуете или покупаете площадки под свои минимаркеты? Какой горизонт окупаемости магазина «Ашан pick up Point» является для вас приемлемым?

— Мы арендуем площади. Горизонт окупаемости закладываем до двух лет, но многое будет зависеть от количества самих точек Pick up Point. До конца 2022 года мы планируем увеличить их количество до 50 единиц. Но, как я сказал ранее, от Pick up Point мы ждем дивидендов не только в денежных единицах, но и в виде новых лояльных клиентов.

— Почему объекты «Ашан pick up Point» пока открываются только в Киеве?

— Здесь нет скрытого замысла или сложных стратегических планов, Киев — это город, в котором нам проще начинать любой проект. Здесь сосредоточены наши складские помещения, офисные структуры. Поэтому здесь мы тестируем формат, оттачиваем логистические процессы, понимаем бизнес-модель. Сейчас мы уже готовы заходить в новые города с этим форматом. Так что в этом году ждите наши Pick up Point и в других городах Украины.

— Как вы думаете, какие розничные форматы имеют самые хорошие перспективы на ближайшие 3-5 лет?

— Свою долю рынка откусит каждый формат. Но в зависимости от того, как будет меняться мир, доли эти могут перераспределяться.

Последние тренды открытий в Европе — это не гигантские форматы. Зайти и потратить полдня на покупки — такая культура уже отходит в больших городах, но пока остается актуальной для жителей пригорода и небольших городов. Этой категории покупателей как раз нужен ассортимент, возможность познакомиться с товарами. Они готовы для этого выделить несколько часов.

Общемировые тенденции — это уход в форматы меньшей площади с торговыми залами по 800-1000 кв.м. Возможно, многие украинские сети и будут ориентироваться на этот формат, но клиенту нужен и 100-метровый магазин, и «тысячник», и «пятитысячник». Покупатель не выбирает один формат — он миксует между разными, включая онлайн.

— Над чем еще планирует работать в 2022 году команда вашей компании?

— Мы по-прежнему сфокусированы на развитии форматов магазина у дома «Ашан pick up Point», прокси «Мій Ашан» (торговый зал на 1-2 тыс. кв. м) и, конечно, мы ищем магазины больших площадей (торговый зал на 4-6 тыс. кв. м) для «Ашан гипермаркет».

Мы готовы открывать до пяти больших и средних форматов в год, плюс довести общее количество наших Pick up Point до пятидесяти.

Данные: GT Partners Ukraine