Biedronka, Żabka и Eurocash положили глаз на Украину: будут ли польские сети выходить на рынок Украины после войны?
- Фото:
- Wiadomosci Handlowe
Розничные сети и оптовые торговцы из Польши активно приобщились к помощи Украины в борьбе с российским военным вторжением. Сегодня они поддерживают приехавших в Польшу беженцев и направляют помощь непосредственно в Украину. Но в будущем польские ритейлеры могут сделать еще один шаг и внести ощутимый вклад в восстановление украинской экономики.
Во время конгресса Retail Trends 2022 члены правления Biedronka, Żabka и Eurocash заявили, что украинский рынок находится в орбите их интересов, хотя, конечно, решение о выходе на рынок Украины не принято.
"Ни для кого не секрет, что Biedronka ищет новые рынки, возможность развития за пределами Польши, — сказал Мацей Луковский, член правления и коммерческий директор Biedronka. — Я не скрываю, что Украина также рассматривалась и, вероятно, будет повторно изучаться после войны", – добавил представитель крупнейшей торговой сети Польши.
На вопрос о планах международной экспансии Jeronimo Martins Group в регионе Центральной и Восточной Европы генеральный директор Biedronka Луис Араужо ответил: «Наше сердце из Украины. В долгосрочной перспективе мы будем рассматривать возможность развития этой страны». Руководитель сети убежден, что дисконтная концепция Biedronka заработает и в «соседствующих с Польшей странах». Напомним, что ранее Румынию упоминали в контексте возможного расширения сети Biedronka.
На вопрос во время конгресса Retail Trends о возможности дебюта Żabka в Украине после окончания войны, Адам Маниковский, управляющий директор Żabka Polska, ответил, что целью группы является выйти за пределы Польши: "Мы рассматриваем разные варианты. В наших планах — присутствовать за пределами внутреннего рынка", — заявил Маниковски. Хотя он не сказал ни слова об Украине. Однако выход на рынки региона ЦВЕ является естественным шагом в международной экспансии Żabka.
Стоит напомнить, что в то время, когда владельцем Żabka был фонд Penta Investments, Żabka работала не только в Польше, но и (с 2008 года) в Чехии, преимущественно в Праге и ее окрестностях. Однако дороги разошлись в 2011 году, когда Penta продала польский филиал Żabka фонда Mid Europa Partners, а чешский бизнес перешел в Tesco Group. Логотип Żabka находится в магазинах Чехии по сей день, хотя темпы развития сети оставляют желать лучшего.
Кроме Biedronka и Żabka Eurocash также рассматривает Украину как перспективную страну для экспансии. Группа пока сосредоточена на организации бизнеса в Польше и пытается вернуть былую славу. Eurocash пересматривает стратегические варианты прошлого года и вскоре должна опубликовать новую стратегию развития, из которой мы узнаем, как группа планирует организовать свой оптовый и розничный бизнес (и так называемые «проект») и как она видит пути дальнейшего развития.
Новый президент Eurocash Group Павел Сурувко на вопрос о возможном выходе компании на рынок Украины ответил: "Я постоянно слежу за ситуацией и ничего не исключаю. Eurocash Group уже вовлечена в проект поставки и распространения продуктов питания в Украину. Мы действительно стараемся делать все, что можем. Мы очень поддерживаем Украину и надеемся, что вскоре мы сможем принять и наслаждаться Украиной, которая будет в Европейском Союзе. Тогда мы будем с легкостью смотреть на возможность экспансии", — сказал Суровка во время Retail Trends 2022.
"Раньше у меня было удовольствие управлять компанией, которая также базировалась в Украине, и я очень ценю этот опыт", — добавил президент Eurocash Group.
И Biedronka, и Żabka, и Eurocash с каждым годом занимают все большую часть на польском рынке FMCG. Их пространство для дальнейшего роста в Польше со временем станет меньше, что, естественно, побуждает искать возможности для развития за пределами Польши. Украина может оказаться привлекательным рынком для этих игроков не только из-за своей географической близости, но и из-за своего потребительского имиджа.
Конечно, остается много вопросов: мы не знаем, сколько будет длиться война, инициированная Россией, будет ли Украина иметь после окончания боевых действий безопасные границы и ускорится ли интеграция со структурами Запада, как ожидает украинское общество.
Однако если все пойдет хорошо и Украина начнет привлекать иностранных инвесторов, обещая высокую доходность, польские предприятия, в том числе и торговые компании, вероятно, будут среди будущих дебютантов.
Еще один аспект, на который следует обратить внимание, что из-за наплыва миллионов беженцев в Польшу, узнаваемость вывесок магазинов как Biedronka, Żabka, а также логотипов, связанных с Eurocash Group (включая Lewiatan, Delikatesy Centrum, Abc или «западнозвучный» Euro Sklep) — быстро выросла среди украинцев.
Украинцы, которые убегают от войны, сегодня совершают покупки в Польше, они уже ознакомились с предложением магазинов и новинками. Это тот аргумент, который, несомненно, примут во внимание руководители компаний, принимающих решения по международной экспансии — органически или путем поглощений.