Ростислав Гук: «Прилагаем все усилия, чтобы удовлетворить потребности клиентов и приносить пользу обществу»
Представители глобальных FMCG компаний редко становятся героями наших интервью – такова специфика их работы в публичном пространстве. Однако война изменила все — и сегодня переформатируется не только экономический и импортно-экспортный строй страны, но и специфика работы ведущих предприятий украинского рынка. Ростислав Гук, директор по продажам PepsiCo в Украине, в интервью All Retail рассказал о работе заводов компании, поддержке глобального руководства и гуманитарных инициативах.
— Добрый день. В сегодняшних условиях говорить об итогах работы Вашей компании уже как-то нецелесообразно, а спрашивать о планах на будущее бессмысленно. Для начала, можете ли Вы оценить уровень падения производства и падение продаж PepsiCo в Украине за первые 6 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года?
- Уровень падения производства в этом году против прошлого в 1 полугодии будет значительным, ведь ради безопасности наших сотрудников с февраля мы остановили производственные комплексы в Украине: два в Николаевской области, на которых производим снеки, напитки, соки, а также молокоперерабатывающий завод в Киевской области.
С начала военной агрессии мы фокусировались на поддержке сотрудников и их семей. Мы оказывали помощь по эвакуации в соседние страны и в пределах Украины в более безопасные регионы, организовывали временное убежище, обеспечили финансовую поддержку. Мы гарантировали выплаты заработной платы всем сотрудникам компании до конца года, выплаты в случае повреждения или потери жилья.
С апреля мы возобновили производство на молочном заводе, и обеспечиваем украинских потребителей молочной продукцией «Славяночка», «Чудо», «Машенька» и детским питанием «Агуша», а также поддерживаем работой наших украинских поставщиков молока, с которыми есть контракты.
Заводы в Николаевской области до сих пор остаются остановленными из-за высоких рисков безопасности для сотрудников.
- На Юге Украины (в Николаевской области) у вас расположено сразу 2 больших производства. В каком состоянии сейчас находятся заводы? Пострадали ли они в результате обстрелов? Какова ситуация с водо- и энергоснабжением этих заводов?
- Территория, на которой расположены наши заводы в Николаевской области, не оккупирована. Однако эти районы все еще находятся в постоянной зоне риска, есть некоторые повреждения в результате обстрелов. Во избежание рисков здоровью работников, сейчас там не ведутся никакие работы.
— На сегодня в какую сумму оценивает свой ущерб от войны компания PepsiСo?
— Сейчас пока преждевременно озвучивать какие-либо цифры.
— В начале марта PepsiCo заявила о приостановке производства, продаж, капиталовложений и рекламной деятельности в России. Отслеживаете ли Вы совпадение этих слов с реальностью действий Ваших коллег в РФ? И вообще — что Вы думаете об ажиотаже, пронизавшем ритейл-сообщество по поводу работы или выхода глобальных брендов из России? Может FMCG, как, например, и спорт — быть вне политики?
— Заявление руководства PepsiCo о приостановке продаж глобального портфеля напитков, инвестиций и рекламной деятельности актуально, и эти обязательства выполняются.
— В Вашем портфеле в Украине целый ряд молочных, снековых и соковых брендов, а также брендов детского питания и напитков. Какие из них в условиях войны флагманы продаж? Состоялась ли переориентация потребительских предпочтений украинцев за месяцы войны?
- Сейчас наибольшее влияние на рынок, прежде всего, имеет внутренняя и внешняя миграция, ведь количество перемещенных лиц измеряется миллионами, поэтому мы точно можем говорить о сокращении объема рынка в целом. Что касается изменения предпочтений потребителей, об этом пока рано говорить, ведь потребители еще не ощутили в полной мере изменения своих доходов и продолжают в большинстве своем придерживаться пищевых привычек.
- Эксперты прогнозируют, что война затянется. Хватит ли у PepsiСo сырьевых и человеческих резервов, чтобы работать в таких условиях? Рассматривает ли компания возможность релокации своих производств?
— PepsiCo — международная глобальная компания, которая работает более чем на 200 рынках в мире и имеет производства в разных странах. Мы поддерживаем глобальное руководство в том, чтобы бизнес в Украине продолжал работать. Именно поэтому мы ищем новые пути поставки продукции категорий, которые временно не можем производить в Украине. В целях обеспечения украинского рынка продуктами питания и напитками компания наладила поставки импортной продукции части нашего ассортимента, в частности с заводов в Польше и Румынии. Молокоперерабатывающий завод, как я уже отмечал, возобновил производство и поставки.
Таким образом, по состоянию на май мы вернули на рынок все свои категории, но сокращенным ассортиментом.
Одновременно мы понимаем: как только обстоятельства изменятся, мы должны быть готовы к восстановлению 100% наших производственных мощностей. В целях обеспечения будущего производства в начале года мы заключили контракты с нашими поставщиками на выращивание 30 тысяч тонн картофеля. Мы гарантировали оплату нашим партнерам за этот урожай даже если не сможем переработать его в этом году.
— Страницы Вашей компании в соцсетях свидетельствуют, что PepsiСo не остается в стороне от событий в Украине и принимает участие в доставке гуманитарных грузов. Что именно и куда обычно доставляете?
- Мы помогаем украинцам: и тем, кто вынужденно оказался за границей, и нашим общинам в Украине. В частности, в николаевской области с начала кризиса с водоснабжением PepsiCo передала более 3 миллионов литров питьевой воды. Несмотря на приостановку производственных площадок, мы все время активно помогали нашей продукцией, передав на нужды людей более 800 тонн, 80% из которых — это молочные продукты и детское питание. Мы также откликнулись на потребности наших партнеров ОО в финансировании закупки медицинского оборудования для госпиталей, потребностей эвакуированных детей во временных приютах, продуктовых наборов для социально уязвимых слоев населения.
Всего на сегодня PepsiCo передала на помощь украинцам на сумму более 15 миллионов долларов.
— Какие планы у украинского офиса PepsiСo на оставшийся до конца текущего года период?
- Наша главная цель — это заботиться о безопасности наших работников, поддерживать их в это сложное время и отстраивать все бизнес-процессы в соответствии с новой реальностью, чтобы наши потребители всегда могли купить наши продукты питания и напитки в магазинах. Ведь в такие трудные времена как сейчас миссия компании как одного из крупнейших производителей продуктов питания и напитков чрезвычайно актуальна. И мы прилагаем все усилия, чтобы удовлетворить потребности потребителей и приносить пользу обществу.