Опубликовано

Продовольственная безопасность: украинский складской и логистический сектор рождается заново

Теги:
логистика

Размещение 80% всей логистической и складской инфраструктуры в Киевской области показало, что строить склады необходимо по всей стране.

Логистика не сильно отличается в мирное и военное время. «Если мы говорим об основных продуктах питания, сейчас все идет по плану, товары привозят вовремя. Важно обеспечить безопасность пунктов отправки, сбора и транспортировки», – говорит Александр Исаченко, основатель CoreTeka и WareTeka (платформы для поиска складов, залов и логистических партнеров).

По мнению Александра Исаченко, первое и важнейшее изменение, которое произошло в украинской логистике после начала войны, — это ликвидация «центра тяжести».

Самый большой складской хаб в Украине, а это 70-80% всех складских помещений, находился в Киевской области, где было сосредоточено 1,8-2,2 млн кв.м помещений. С началом войны крупные предприятия, а затем средние и малые вынуждены были перевозить товар на Западную Украину.

Огромный отток произошел во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской области и Закарпатье, где такого количества складских помещений в принципе не было. Помещений не хватало на всех, а занятые были значительно хуже своих «предшественников» за организацией пространства и уровнем обслуживания. Компании, привыкшие к десяткам тысяч квадратных метров современных профессиональных складов, вынуждены были «ютиться» на тысячи, двух или даже пяти тысячах квадратных метров, часто на старых объектах с совсем другими принципами складской логистики. Все это существенно изменило логистические процессы, цепи и операционные расходы.

Режим выживания

Таким образом, бизнес был вынужден изменить складскую сеть и тем самым увеличить сложность и стоимость этих операций. Александр Исаченко также выделил три основных фактора, которые повлияли на бизнес-процессы, связанные с логистикой.

  • Уход от накопления и хранения товаров.

Если раньше товар мог находиться на складах длительное время и в больших объемах, то теперь компании начали отгружать товары, стараясь сохранять минимальное количество, чтобы в случае возможного нападения на склады не было больших убытков.

  • Быстрое изменение условий хранения.

Запуск склада обычно занимает около трех месяцев: открытие склада, внедрение ИТ-системы и ИТ-интеграции, настройка систем безопасности, видеомониторинг и т.д. Эксперт отмечает, что логистика, особенно хранение товаров в военных условиях, сложна, но предприятия работали достаточно хорошо.

  • Усложнение логистических операций.

Александр Исаченко отмечает, что это была большая проблема, особенно в начале военных действий. В частности, это касалось отсутствия четких правил передвижения во время комендантского часа, взаимодействия с ТРО, которое не всегда положительно реагировало на ночные движения транспортных средств по доставке пищи.

Сейчас многие проблемы с импортом решены, однако в некоторых районах поставки товаров задерживаются из-за контроля российских войск или высокого риска дальнейшей транспортировки. Кроме того, воздушный и водный транспорт полностью заблокирован. Также существуют определенные трудности с въездом и выездом по железной дороге из-за отсутствия вагонов для вывоза сельскохозяйственных товаров из Украины и отсутствия необходимого количества вагонов для импорта топлива.

Возвращение в Киев

В начале войны расположенные под Киевом склады перенесли на Запад Украины. Теперь логистические компании стали возвращаться в столицу. По подсчетам, в Киевской области было уничтожено около 400 тысяч кв.м складских площадей (около 20% всех складских помещений в Украине).

По мнению эксперта, также важно иметь государственные резервные склады, как это практикуется в крупных европейских странах (Германии, Чехии, Польше). Значительная часть гуманитарной помощи, которую Украина получает сейчас от Европы, поступает из государственных резервов. К сожалению, инфраструктура украинских государственных резервных складов была, мягко говоря, недостаточно подготовлена.

Спрос на складские помещения со стороны бизнеса сегодня достаточно велик. На вопрос, как должен выглядеть новый РЦ, Александр Исаченко отвечает, что, создавая новые склады, мы должны четко понимать профиль риска страны/региона, понимать угрозы. Размещать инфраструктуру в одном месте, как это было в Украине (80% в Киевской области), — глупо. Необходимо строить склады по всей Украине.