Опубликовано

Всеукраинский переворот: как изменились цепи снабжения ритейлеров за 5 месяцев войны?

С первых дней широкомасштабного вторжения наибольший ущерб и изменения понесла отечественная логистика. Распределительные центры некоторых ритейлеров оказались на оккупированных территориях, а блокировка портов повлияла на стоимость доставки и наполненность полок. Как украинские торговые сети проживают перестройку цепей поставок читайте в нашем обзоре.

Заблокированные порты и сроки доставки — взаимозависимость

Почти все представители торговых сетей отмечают, что блокировка портов увеличила сроки и стоимость доставки. В свою очередь, задержки и поиски альтернативных цепей поставок повышают стоимость товаров.

Юрий Поенко, директор по логистике сети супермаркетов VARUS, говорит о том, что все контейнеры, ранее прибывавшие в украинские порты, идут через порт в Румынии, а дальше по суше. Это увеличивает время транзита на 15-20 дней, из-за чего стоимость логистики выросла на 35-40%. Однако на заполненность полок это не отразилось: как отмечают в сети, VARUS имеет значительные складские запасы, позволяющие наполнять полки супермаркетов даже с учетом задержки поставок.

У лидера рынка food-ритейла Украины, сети АТБ похожая ситуация: «Из-за блокировки портов мы были вынуждены использовать другие порты — польские, румынские. Использовали прямые автомобильные перевозки, а также изменили пути движения товарных потоков уже на территории Украины. Конечно, это негативно отразилось на сроках и стоимости снабжения необходимых товаров. Дополнительной проблемой стал дефицит транспорта и очереди на границе», — говорит Сергей Демченко, начальник управления по корпоративным коммуникациям корпорации "АТБ".

Представители сети добавляют, что в начале войны в хаотично сложных обстоятельствах в логистике спасал собственный автопарк. В АТБ было 750 автомобилей и весь автофлот был привлечен для доставки товаров от производителей на склады и дальше в магазины.

В локальных западноукраинских сетях тоже ощутили влияние заблокированных портов. Директор по логистике ООО «Клевер Сторс» (сеть экспресс-маркетов «Сім23») Сергей Дидич указывает на то, что все товары, которые раньше шли через порты, сейчас имеют более сложную и более дорогую логистику автотранспортом. А перечень таких товаров очень широк, поэтому закрытие портов повлияло на удорожание упаковки, расходных материалов, бакалейных товаров, фруктов и других категорий.

В непродовольственном ритейле из-за вышеуказанных обстоятельств сократился ассортимент товаров. К примеру, в сети электроники и бытовой техники «Фокстрот» 40% ассортимента поступало именно морем. Уменьшение снабжения касается прежде всего категорий премиум-сегмента. «Может наблюдаться определенная нехватка товара в некоторых категориях, но классическим дефицитом это называть не стоит. Например, если среднестатистический магазин техники имел в ассортименте от 30 до 60 моделей стиральных машин, то сейчас имеет от 20 до 40», — объясняет Вадим Осинский, начальник управления логистики "Фокстрот«.

Международная сеть товаров для дома JYSK поставляет товары в Украину из логистических центров в Европе, куда товар попадает, в том числе через европейские порты со всех уголков мира. Поэтому блокировка украинских портов напрямую не повлияла на поставку товаров в сеть JYSK в Украине. В то же время, часть поставщиков JYSK имели задержки с доставкой материалов из-за блокирования портов в Украине.

Логистическое обеспечение

В логистическом обеспечении торговых сетей значительную роль играют распределительные центры и склады, из которых товар доставляется в магазины. Самый большой складской хаб в Украине (а это 70-80% всех складских помещений) находился в Киевской области, где было сосредоточено 1,8-2,2 млн. кв. м помещений. С началом войны предприятия были вынуждены перевозить товар на Западную Украину, поскольку распределительные центры и склады в Киевской области были повреждены или вообще разрушены.

В сети АТБ отмечают, что в результате военных действий были уничтожены три их распределительных центра и еще один остался на неподконтрольной территории. Долгое время ритейлер осуществлял поставку товаров в магазины из более отдаленных складов. По состоянию на 5-й месяц войны торговому оператору удалось возобновить работу распределительного центра в Копылове под Киевом и арендовать несколько дополнительных и таким образом выйти на штатный режим снабжения. Сейчас в сети АТБ действуют 8 распределительных центров и все магазины получают товары вовремя и в полном объеме.

Сеть «Фокстрот», чей склад в Гостомеле был уничтожен российскими войсками еще в начале активных боевых действий, переместила основной РЦ в Западный регион — во Львов. Площадь склада составляет 3,5 тыс. кв.м, и сейчас он играет роль основного хаба компании для дальнейшего распределения товара.

Логистическое обеспечение торговых объектов европейских компаний испытало меньшие потрясения, однако все же возникли определенные трудности: за организацию поставок товаров в магазины JYSK в Украине отвечает один из международных логистических отделов, который находится в Радомско, Польша. В этом распределительном центре произошло существенное сокращение количества европейских перевозчиков, готовых возить товар в Украину. Дополнительным усложнением стали кратный рост стоимости фрахтов, многокилометровые очереди на границах, введение режима критического импорта и т.д.

Представители торговой сети VARUS сообщают, что логистическое обеспечение у них происходит так же, как и до войны: поставщики доставляют товары на распределительные центры сети в Киеве, Днепре, Кривом Роге. Сложности с транспортом были только в первый месяц войны.

Импорт товаров-аналогов

Юрий Поенко, директор по логистике сети супермаркетов VARUS об импорте и замещении товаров:

Мощности локальных производителей не позволят покрыть всю нашу сеть, однако закрывают полки в супермаркетах отдельных регионов. Известные бренды тоже сократили поставки, поскольку определенные цепочки производства находились в России и Белоруссии. Но нам удалось найти аналоги на замену, которые удовлетворят потребности клиентов.

В условиях военного времени ритейлеры столкнулись с трудностями поставки и наличия товара, поскольку некоторые производители локализуются на территориях, которые сейчас находятся в оккупации.

"Сегодня поставки осуществляются преимущественно из Европы и Турции: овощной набор, соль (100% импорт), сода, макароны, булгур, кондитерка, сыр, мясная гастрономия и др. Из Азии: рис, чай, кофе. В определенных товарных позициях, сеть АТБ подписала более ста новых соглашений с региональными поставщиками", — говорит Сергей Демченко, начальник управления по корпоративным коммуникациям корпорации "АТБ«.

В западноукраинской сети «Сім23» отмечают, что начали активную работу по поиску как новых местных поставщиков, так и партнеров за рубежом для замещения товарами-аналогами. Были вовлечены в сотрудничество новых западноукраинских поставщиков, а также начат собственный импорт товаров из Польши. В основном, это категории товаров, которые оказались наиболее уязвимыми и не могли быть обеспечены в полном объеме — напитки, бакалейная группа и частично кондитерские изделия.

"Организация собственного импорта в условиях войны оказалась непростой задачей. Особые трудности вызвал вопрос стоимости транспортной перевозки, выросшей в 3-4 раза от довоенных цен, а также — время пересечения границы, которое иногда длилось до 5 суток", — говорит Сергей Дидич, директор по логистике сети "Сім23«.

В непродовольственном ритейле тоже изменения — сеть бытовой техники и электроники «Фокстрот» усиливает сотрудничество с заводами, расположенными в Румынии, Словении, Словакии, Польше, странах Прибалтики. Такие изменения происходят из-за новых логистических цепей через Европу и двойной фрахт стоимости доставки. Но поскольку эти производства постоянно работали на европейский рынок, нужно немного времени, чтобы «украинизировать» такую технику: изготовить украинские инструкции, меню, интерфейс и т.д., и наладить ее поставки в полном объеме.

Будущее логистики глазами ритейлеров

Сергей Демченко, начальник управления по корпоративным коммуникациям корпорации «АТБ»:

— В Украины есть все возможности стать для Европы мощным логистическим хабом. Огромный потенциал находится в развитии логистической инфраструктуры, потому что еще до войны был ощутимый дефицит распределительных центров, пропускной способности портов, терминалов, автодорог. Также высокие ожидания от перехода на электронный документооборот, упрощение и ускорение многих формальных процедур, в особенности таможенных.

Украинские ритейлеры объективно оценивают какие-либо потенциальные возможности развития, опираясь на сегодняшние реалии: «Рассматривать логистику отделено от политико-экономической ситуации невозможно. Если Украина не отстоит свою независимость и целостность, то вопрос логистики станет неактуальным», — отмечает Country Manager JYSK в Украине Евгений Иваница. Также он добавляет, что в короткой перспективе, пока идет война и на автомобильный канал переключилось большое количество секторов, которые до этого пользовались другими каналами — морским, трубопроводным и т.п. — критически важна эффективность всей транспортной системы, на которую существенно увеличилась нагрузка.

Компании ищут пути оптимизации цепей поставок в крайне сложных условиях, ежедневно диктующих новые правила. Наличие товаров на полках и бесперебойное обеспечение украинцев питанием свидетельствует об оперативности украинских ритейлеров в поиске решений в сложных условиях. Трудно прогнозировать какие изменения будут в секторе логистики, однако в условиях роста расходов на доставку, рынок имеет все предпосылки для консолидации усилий по обработке, хранению товара и транспортировке грузов по территории страны.