Продукция следует за покупателем: как украинские производители выходят на европейский рынок?
С началом российского вторжения в Украину предприниматели и уцелевшие заводы производителей пытаются работать с сохранением мощностей, чтобы снабжать украинцев продовольствием и поддерживать экономику страны. В то же время, поставщики ищут новые рынки сбыта, расширение ассортимента своей продукции в Европе и возможностей для развития.
Европейский Союз активно поддерживает Украину с начала полномасштабной военной агрессии России. С июня для поддержки украинских производителей были на год отменены квоты, ограничивающие поставки продукции в страны ЕС. Такое решение позволяет компаниям, работающим в отраслях, имеющих чрезмерное производство для внутреннего рынка, возобновить экспортные поставки. Стабильное поступление валютной выручки необходимо государству и компаниям для ведения импортных закупок критических составляющих производства.
По состоянию на конец августа только в Польше находится более 3 млн украинцев. К тому же, как показывают результаты недавнего исследования компании Inquiry, иностранцы готовы покупать товары украинского производства и даже знакомы с определенным перечнем марок.
На торговой миссии для украинских производителей, которая состоялась в конце июля в Варшаве, присутствовали представители таких украинских предприятий, как Spell Chocolate (производитель шоколадной продукции), «Зернарі» (поставщик зерна и пшеничной муки), «Добродія Фудз» (производителей овсяных хлопьев и суперфудов), ГК «Молочный альянс» и др.
Производители, которых уже можно найти на полках европейских ритейлеров
Первым серьезным шагом в украинско-польском сотрудничестве после начала полномасштабного вторжения стало открытие торгового дома компанией «Добродія Фудз» в августе в Варшаве. Один из лидеров среди производителей овсяных хлопьев в Украине принял такое решение с целью налаживания более интенсивного сотрудничества со странами Евросоюза для удобства работы с зарубежными клиентами и снижения рисков по поставке продукции.
"Сегодня не все хотят рисковать проводить подписку за украинские товары, поэтому для удобства было принято решение наладить работу торгового дома в Варшаве. Ряд сотрудников уже переехали работать в Польшу и активно налаживают работу торгового дома», — говорит Ирина Брославцева, директор компании «Добродія Фудз».
Тогда в компании сообщили, что подписан договор с польским дистрибьютором, а также ведутся переговоры со Словакией, Германией и Великобританией.
По состоянию на конец августа производитель начал первые отгрузки продукции под ТМ Dobrodiya, WOWOATS и San Grano в польские супермаркеты сети Carrefour. В компании рассказали, что в сентябре запланирован выход на полки еще в три сети и наращивание продаж в крупнейших польских супермаркетах.
Также «Добродія Фудз» начала поставку продукции в молдавскую сеть Linella supermarkets, которая входит в состав Moldretail Group и является крупнейшей торговой сетью страны.
Украинский производитель мороженого «Три ведмеді» наладил сотрудничество с одной из крупнейших польских сетей дискаунтеров Biedronka. По словам категорийного директора Biedronka Томаша Брандиса, украинская компания обратилась к ритейлеру с предложением представить свою продукцию в этой сети магазинов. Теперь у Biedronka в продаже находится 80 тысяч порций украинского мороженого.
Руководитель сети Biedronka добавил, что рассматривает другие варианты сотрудничества с украинскими поставщиками, благодаря которым компания сможет поддерживать украинскую экономику, предлагая при этом новые привлекательные продукты для своих клиентов.
Ovostar Union, украинский агрохолдинг, входящий в тройку крупнейших производителей куриных яиц, получил разрешение на поставку продукции в страны ЕС еще в 2017 году. Продукцию компании сегодня можно найти в таких сетях как Lidl, Maxima, Mego, Cita, Beta, Grossi Toidukaubad, Meie Toidukaubad.
В компании рассказывают, что европейские ритейлеры редко идут на компромиссы по вопросам поставок, предпочитая долгосрочные контракты и никогда не отклоняются от принятых стандартов качества. Однако текущая ситуация и дефицит некоторых видов продукции в странах ЕС привели к пересмотру условий сотрудничества.
"Европейские ритейлеры готовы работать с кратко- и среднесрочными контрактами с гибким ценообразованием. Пока есть возможность закрывать контракты с сетями на полгода или даже на несколько месяцев, торговые операторы готовы идти на пересмотр цены, но это связано не только с ситуацией в Украине, но и во всем мире. Цены на все продукты очень выросли, поэтому иностранные партнеры все чаще рассматривают Украину как альтернативного поставщика", — рассказала Дарья Беликова, директор экспортного отдела компании Ovostar Union.
Украина много лет входила в десятку мировых экспортеров яйца, поэтому с начала войны спрос на продукцию компании остался стабильным по-прежнему. В Ovostar Union добавили, что решение Еврокомиссии помогает украинским поставщикам сохранить свои позиции на мировом рынке.
Спрос рождает предложение: товары которых отечественных производителей в перспективе появятся в европейских магазинах
В сотрудничестве с европейскими торговыми сетями заинтересованы многие украинские производители.
Volynski Browar — один из брендов украинского рынка крафтового пива, который планирует сотрудничество с торговыми сетями Польши. Директор пивоварни Николай Иващишин сообщил о заинтересованности украинской продукцией за границей и деятельности, целенаправленной на выход на европейский рынок.
Также господин Иващишин высказал предположение, что если украинский товар появляется за пределами страны, то его целевой аудиторией является не только отечественный покупатель, но и европейский: «Продукция, которой удается попасть на полки супермаркетов за рубежом, будет продаваться для всех. Кто-то будет покупать, потому что это «Made in Ukraine», кто-то — из-за привлекательного дизайна, а другая категория покупателей — из-за конкурентной цены».
Украинские производители часто сами предлагают сотрудничество польским ритейлерам. Компания «Лімо», производство которой находится во Львове, также планирует доставлять мороженое в магазины Biedronka. В июле представители этой компании прибыли в Варшаву в рамках торговой миссии украинских производителей продуктов питания для налаживания сотрудничества с польскими операторами.
Свою продукцию представил и изготовитель шоколадных изделий Spell Chocolate. По словам Марии Шаманиной, коммерческого директора Spell Chocolate, польский продовольственный рынок очень активен. Компания видит спрос на свою продукцию как у польских покупателей, так и потребителей из Украины, которых уже около 5 миллионов.
Как показывает украинско-европейское сотрудничество, отечественный рынок становится все привлекательнее для европейского бизнеса и торговых сетей, о чем свидетельствует увеличение стоимости внешней торговли за последние годы. Активный выход украинских компаний на рынок Европы является одним из путей развития производителей в сложных условиях военного времени и узнаваемости украинской продукции за границей.