Опубликовано

Игорь Мяленко: «Направление развития ритейла в определенной степени задает покупатель»

«Эффективность, потребительский опыт и постоянство – именно эти три локомотива двигают вперед современный ритейл», – считает Игорь Мяленко, соучредитель и директор компании «Дисплей Украина», официального и эксклюзивного шведского дистрибьютора HL Display – глобального поставщика изделий и решений для мерчендайзинга и розничной коммуникации, стимулирующие продажи, экономящие трудозатраты, сокращающие отходы и создающие отличие. Этой и другой интересной информацией он поделился в интервью нашему журналу.

— Добрый день. В Украине уже 7-й месяц идут масштабные военные действия. Как компания, обслуживающая сектор розничной торговли, заметили ли вы какие-либо изменения на ритейл-рынке страны?

— Украинский ритейл, как и украинский народ, проявляет невероятную стойкость и мужество. Уже с конца марта мы начали отгружать заказы, сделанные до войны, потому что наши партнеры давали сигналы, что готовы и хотят работать и получать свои заказы. Поэтому с начала апреля компания «Дисплей Украина» возобновила свою полноценную работу.

Несокрушимая вера наших ритейлеров в победу подтверждается открытием новых и реконструкцией работающих магазинов, заказы на которые начали поступать уже с мая 2022 г. Мы не наблюдаем значительных инвестиций в инновационные решения, но финансирование расходных материалов магазинов у большинства игроков рынка происходит. Также мы не наблюдаем обновления рекламных кампаний международных брендов в точках продаж (кроме, возможно, рынка табачных изделий).

— Как война в Украине повлияла на Вашу компанию?

— Сейчас еще трудно окончательно осознать влияние на глубинные процессы в компании. Мы еще в процессе трансформации. Но из того, что на поверхности: мы стали более устойчивыми как команда и как компания в целом. К счастью, мы прошли через семь месяцев войны практически без финансовых и материальных потерь. Сохранена команда, основные средства и товар невредимы. И что очень важно для нас, мы сохранили нашу поддержку благотворительных проектов на довоенном уровне и расширили ее на помощь ВСУ.

Влияние войны на бизнес отразилось прежде всего в подорожании фрахта и увеличении сроков доставки. Повышение цен на энергоносители ускорило начавшийся COVID-пандемией рост цен на сырье, используемый в производстве нашими заводами. Но это то, что мы уже в какой-то степени проходили не раз — поскольку работаем в Украине с 2001 года.

Игорь Мяленко, соучредитель и директор компании компании «Дисплей Украина»

— На чем в технологическом плане делается сегодня упор в ритейле США и стран Западной Европы?

— Здесь можно выделить несколько трендов. Во-первых, страны Западной Европы сосредоточены на экономии времени персонала, что связано с высокой стоимостью рабочей силы и ее нехваткой. Поэтому большой популярностью здесь пользуются разнообразные решения HL Display для автоматизации полок (автоматической подачи товара на фронт полки), которые помогают поддерживать полку в хорошо организованном состоянии после каждой покупки и высвобождают персонал для других более важных дел. Эти решения также делают покупку удобной для покупателя, поскольку товар всегда виден и доступен. Ведь удобство для покупателя — важный аспект для ритейла стран Западной Европы и является частью лучшего потребительского опыта.

Формат ритейла и соответствующая технология, зародившаяся в США еще в 2018 году — магазины без кассиров и даже без персонала. В них используется технология типа JWO (Just Walk Out), построенная на комбинации видеокамер и полок с функцией взвешивания. После того как покупатель наполнил корзину и просто вышел из магазина, он получает счет на оплату на свой аккаунт. Без необходимости находиться на кассах, персонал магазинов может контактировать с покупателями, помогая им в выборе товара. Сочетание этой технологии с системами автоматизации полок от HL Display делает такие магазины очень эффективными и приятными для посещения. На сегодняшний день более десятка европейских продуктовых сетей вошли в формат магазинов без касс или персонала.

Другой важный тренд — это Постоянство, то есть баланс между текущими потребностями ритейла и заботой о последующих поколениях. Поэтому на требования и в сотрудничестве со своими партнерами HL Display разрабатывает решения по био-пластику и переработанному пластику или решениям, которые помогают ритейлерам продавать в магазине больше стало. Ассортимент постоянных решений HL Sustainable choice составляет уже более 70% всего ассортимента HL Display.

Уменьшение негативного влияния ритейла на окружающую среду — это также использование более качественных расходных материалов, таких как ценники, не требующие частой замены. Хорошей реализацией этого тренда является формат магазинов Zero Waste, продающих товары без упаковки и в которые покупатели приходят с собственной тарой.

Итак, выделяют три ключевых тренда в современном ритейле — эффективность, потребительский опыт и постоянство. И HL Display помогает своим клиентам именно в этих направлениях.

— Какие из решений Вашей компании сегодня флагманы продаж в Украине?

— В Украину мы поставляем в основном традиционные решения. Это разнообразные ценники на любую потребность, пластиковые разделители и толкатели для товаров в различных упаковках, а также широкий ассортимент креплений для размещения POS-материалов. Очень популярны емкости для весового товара (как гравитационные, так и совковые), а также модульные системы автоматической подачи товара на край полки, состоящие из металлических или пластиковых кассет с толкателями. Системы достаточно универсальны и рассчитаны на разные товары в разной упаковке.

— Кто являются основными Вашими конкурентами в Украине?

— В части традиционных решений HL Display основным нашим конкурентом до войны была компания «Европос». Но поскольку у этой компании есть российские корни и производство в РФ, то сейчас у нее возникли трудности как с поставками, так и частично с заказчиками.

Различные ценники можно также заказать у «ФКФ Ренцель Украина» — представителя немецкой компании VKF Renzel GmbH. Это высококачественный и надежный европейский производитель.

Что касается более инновационных решений и концепций HL Display, то в Украине у нас нет конкурентов.

— По Вашему экспертному мнению, насколько украинский ритейл отстает от западноевропейского в технологическом плане? И отстает ли вообще?

- Мы не думаем, что украинский ритейл отстает от западноевропейского или наоборот. Направление развития ритейла в известной степени задает покупатель. Наш покупатель имеет определенные отличия от европейского. Если для западноевропейского, в первую очередь, важна эффективность и функциональность, то для украинского сейчас важны либо вау-эффект, либо самая низкая цена, либо сочетание обоих этих факторов.

— Кого из наших торговых операторов Вы можете назвать самыми прогрессивными компаниями?

— Почти все крупные игроки нашего рынка демонстрируют прогресс — каждый в своем особом направлении. Кто совершенствуется в подборе ассортимента, кто имеет прекрасную линейку собственных торговых марок, другие наладили собственный импорт, кто был пионером в использовании касс самообслуживания или электронных ценников.

— По Вашему мнению, в какие технологические решения следует в первую очередь инвестировать отечественным ритейлерам в сегодняшних условиях?

- В условиях нехватки персонала и желания покупателей тратить минимум времени на покупки, следует рассмотреть инвестиции в решения, высвобождающие время персонала магазинов и позволяющие уделять больше внимания покупателям, создавая лучший опыт от покупок. К этим решениям можно отнести электронные ценники, решения для автоматизации полок, которые также придают удобству покупателю в поиске и выборе нужного товара. Ну и, конечно, инвестиции в устойчивое развитие — это едва ли не самый актуальный тренд современного мирового ритейла.

- Какие планы у Вашей компании на конец 2022 г. и 2023 год?

— Главной целью является обеспечить своих клиентов нашими решениями вовремя и с минимальными затратами. В 2023 году, так далеко, мы не заглядываем, но в начале года планируем принять участие в международной выставке EuroShop 2023, которая проходит в Дюссельдорфе каждые три года. Надеемся увидеть там наших клиентов, готовых к развитию ритейла и развитию нашей экономики!