Борьба на всех фронтах: насколько просела посещаемость торговой недвижимости столицы сегодня
Сегодня все виды бизнеса в Украине получают жесткий опыт выживания в чрезвычайных условиях. Особенно это касается торговой недвижимости. Военные действия спровоцировали отток населения из страны, девальвацию национальной валюты, стремительную инфляцию, всеобщее снижение потребительских настроений, что привело к снижению среднесуточной посещаемости торговых объектов. По подсчетам экспертов компании UTG, средневзвешенный показатель посещаемости для крупноформатных торговых центров столицы на октябрь 2022 составил 325 человек на 1000 м2 GLA, тем самым снизившись по сравнению с началом года на 35,7%.
Согласно расчетам аналитиков, посещаемость региональных ТРЦ Киева в третьем квартале текущего года по сравнению с 2021 годом мирного времени уменьшилась на 45% — с 407 до 224 человек на 1000 м2 GLA в день. Аналогичная ситуация наблюдается и у окружных объектов — их трафик также сократился на 30% по сравнению с довоенным временем с 669 до 468 человек на 1000 м2 GLA в день.
Существенное падение посещаемости по сравнению с мирным временем объясняется влиянием многих факторов. Прежде всего через военные действия в Украине происходит как внутреннее, так и внешнее перемещение людей. На фоне этого наблюдается изменение портрета потребителя (особенно в регионах), что связано с тем, что обеспеченные жители уехали, а на их место пришли переселенцы с малыми доходами. Это приводит к несоответствию представленных брендов доходам населения.
Кроме того, все больше украинцев вынуждены сократить свои расходы и пытаются избежать посещения общественных мест и транспорта со значительным скоплением людей из-за возможных воздушных тревог. Все это приводит к тому, что население стало реже посещать торговые объекты. Но оставшимся в стране по-прежнему необходимо делать покупки как продуктов первой необходимости, так и других товаров. На фоне перемещения людей наблюдается вовлечение в торговые объекты потоков новых, более возрастных потребителей от 50-60 лет. Кроме того, несмотря на сокращение расходов и покупку меньшего количества товаров, украинцы обращают внимание на более выгодные предложения и распродажи.
В то же время, растет лояльности к совершению покупок онлайн, поэтому доля удаленных покупок выросла на 25%.
Однако вопреки негативным последствиям войны и ввиду того, что по сравнению с февралем-мартом текущего года покупатели постепенно возвращаются в страну, посещаемость торговой недвижимости будет постепенно расти. Кроме этого, необходимо принимать во внимание такие факторы, как отложенный спрос, который, безусловно, повлияет на товарооборот торговой недвижимости (хотя пока большинство украинцев предпочитают оставить дорогие покупки на позже).