10 факапов в создании интерьера магазина
All Retail продолжает цикл материалов о маркетинге для розничной торговли. В этой статье делимся лайфхаками и советами от креативного агентства PaRtyzan, специализирующегося на брендинге и ритейл-концептах. Сегодня мы говорим об ошибках в создании интерьера торгового зала. Заранее приносим свои извинения за большое количество жаргонизмов и профессиональной лексики.
1. Розетки
Это мы не об онлайн-ритейлере, а о повседневных бытовых устройствах. Розеток всегда не хватает не только дома, но и магазинов. При разработке ритейл-концепта следует понимать, что в современном мире все очень быстро меняется и чтобы магазин эффективно конкурировал и адаптировался — следует предусмотреть возможную перепланировку торгового зала и изменение расстановки стеллажей, ларов, холодильников. Рекомендуем предусмотрительно проектировать розетки на колоннах и каждой стене с шагом 2-3 м.
Важно! Не забываем о розетках у витрин и входной группы для подключения новогодних декораций и световых рекламных элементов.
2. Черные дыры *
В торговом зале следует «зашивать» отделочными материалами углы магазина или использовать «угловой» стеллаж, где под углом соприкасаются ряды торговых стеллажей. Если угол оставить «незашитым» — есть риск создания «черной дыры», в которой бесследно будет исчезать товарный запас. С таким недостатком даже премиальный магазин будет выглядеть недорого.
* при желании нетолерантный термин «черная дыра» можно заменить на «астрокосмическое отверстие» :) Black holes matter!
3. Свет
Фактически во всех ритейлах точках важным аспектом, непосредственно влияющим на продажи, является освещение. Использование некачественных трековых или линейных приборов увеличивает расходы на электроэнергию, а также делает вид магазина неэстетичным.
Задача света в торговом зале — подсветить, выделить, продать. Поэтому использование растровых светильников категорически противопоказано.
Эффективнее всего использовать специализированные светильники с линзами для управления световым потоком и светодиодами, обеспечивающими правильный «цвет» и интенсивность. Такие приборы, как правило, оснащены надежными блоками питания и правильным тепловедением из световых модулей. Эти решения достаточно дороги и не каждому «по карману». Альтернативой являются линейные, карданные, точечные или трековые светильники среднего ценового диапазона.
Расходы на монтаж. Достаем калькулятор. Один ноу-нейм светильник без гарантии стоит 200–300 грн, а светильник с гарантией 3–5 лет от проверенного производителя «потянет» 500–700 грн. Ориентировочный монтаж одного прибора — это 70-100 грн. При необходимости в 20 светильников инвестиция в освещение составит соответственно в среднем 6600.00 грн и 13600.00 грн. На первый взгляд, первый вариант более привлекательный. Можно схитрить, уложиться в двойную порцию дешевого «света» и радоваться тому, что всегда можно заменить перегоревший светильник. Но реалии коварны — «хитрый бизнесмен» не учитывает стоимости и, что немаловажно, мощности и надежности. Как правило, «привлекательное» предложение имеет либо малую мощность, либо плохую световую отдачу. В ваттах фактическая мощность будет соответствовать задекларированному, но световой поток на 25-50% будет различаться, поскольку светодиод может отдать 100-150 лм/Вт в зависимости от бренда и характеристик. Не превращайте торговый зал с разноплановыми световыми «пятнами» в «леопарда». За ним идем в зоопарк :)
И даже если вам повезло иметь продавца-электрика-мастера-на-все-руки, который вовремя будет проводить замену — интенсивность света старой и новой лампы будет разной. Со временем магазин будет напоминать новогоднюю иллюминацию в школьном спортзале.
4. Комплектация
Экономия на комплектации стеллажа.
Зачастую бизнесмен без опыта работы в ритейле активно «шерстит» рынок в поисках более дешевого варианта торгового оборудования. И бывает, что находит. Однако, в конце концов оказывается, что время зря упущено. Дело в том, что все производители качественного торгового оборудования, работающие в промышленных масштабах, держат фиксированные розничные цены. «Покалывать» их можно при управлении торговой площадью от 20 000 кв.м. Ну, почти.
Почему встречаются дешевые предложения? Дело в предложении в комплектации. Стоимость торгового оборудования можно «опустить» за счет уменьшения высоты застройки, глубины полки, допустимой погрузки на полку, не учесть эффективную комплектацию для специализированных групп товаров. И кажется, что по погонным метрам стеллажа все правильно, но по факту магазин будет неоптимально заполнен товаром и может даже будет ассоциироваться с эпохой дефицита.
5. Радиаторы
Зачастую на этапе ремонта владельцы небольших продуктовых магазинов внезапно упоминают о тепле в будущем объекте. А зря. Обычно в торговом зале без «выносного холода» достаточно холодильного оборудования, чтобы согреться. Если оно правильно работает J. Теплоотдачи от холодильников и камер достаточно, чтобы согреть как продавцов, так и покупателей. Зимним источником тепла является кондиционер, работающий в режиме обогрева в период осень-весна. Дополнительные радиаторы рекомендуем устанавливать только при наличии панорамных окон с зоной фудкорта или других нестандартных интерьерных или концептуальных фишек.
6. Армстронг
Армстронг. Не Нил. Одноименные потолочные плиты — это «кровь из глаз» для дизайнера. Потолок с системой Армстронг воспринимается скорее как офисный, а не ритейл-интерьер. Двойная «кровь из глаз» — это встроенные в армстронг светильники. Хотя в некоторых вариантах армстронга существуют вариации панелей с сеткой, грильято или композитные решения, которые могут «исправить» ситуацию. Такой магазин может быть привлекателен только при условии уникальности ассортимента, супер-сексапильности продавца или отсутствия альтернативы покупкам на сотни километров вокруг.
Если все же возникает непреодолимое желание оставить потолок с Армстронгом в наследство от предыдущего владельца — идите на компромисс: демонтируйте встроенные светильники и замените их «глухими» элементами. После этого на сплошной потолок монтируйте систему из линейных и направляющих светильников.
7. Ширина прохода
Узко!
Частая ошибка — желание максимально увеличить количество SKU и расширить товарный запас за счет сужения расстояний между стеллажами. Однако слишком узкий проход затрудняет движение покупателей и создает «пробки». Еще одним минусом является то, что в узких проходах не сможет проехать продуктовую тележку. И клиенты будут выбирать корзину вместо тележки, тем самым уменьшая средний чек магазина.
Еще одной отрицательной стороной узкого прохода есть невозможность с малого расстояния оценить всю выкладку. Это приносит дискомфорт покупателю. Недовольный покупатель — плохой покупатель. Ну и не забываем о опрокинутом или разбить товаре, за который люди будут перецепляться. А ждать, когда продавцы поправят выкладку, иногда долго и больно.
Широко!
Слишком широкий проход — это тоже не самое лучшее решение. Он производит впечатление пустого магазина. Кроме того, широкий проход не даст возможности потребителю покупать с обеих сторон ряда тем самым уменьшит содержание продуктовой корзины.
Сохраняйте баланс. Для формата гипер-, супермаркета или convenience часто есть своя «идеальная» ширина прохода. Придерживайтесь его.
8. Гарантия
Выбрасывать чеки на технику и оборудование сразу после покупки — плохая идея! Ведь «оборудование» равняется «инвестиция». А инвестиции должны окупаться, а не стать дополнительным расходом. Храните все чеки и документы, свидетельствующие о покупке.
Если вы производите ремонт, вывеску, мебель на заказ, обязательно прописывайте в договоре гарантийные сроки и периоды обслуживания.
9. Фуд-корт
Настоящим факапом иногда становится зона еды, напитков и отдыха. Барная стойка в продуктовом магазине, релакс-зона в магазине одежды, кофейня у ритейлера электроники и бытовой техники — модно и в тренде. Такие вещи повышают лояльность, создают эмоцию и связь с брендом, служат фишкой торгово-розничной точки — а значит, повышают монетизацию. Мы все любим заботу и индивидуальный подход!
Однако слишком узкий стул, ножки столика с перепадом высоты, нечитаемое меню, отсутствие полочки под сумки или вешалок для одежды, розетки для подзарядки телефона или ноутбука в торговом зале, велопарковки или привязки для собак и многие похожие на первый взгляд мелочи влияют на общее восприятие ритейл-объекта за который потребитель «голосует кошельком»
10. Проект
Мега-плохая идея является начинать строительно-ремонтные работы без проектной части.
Не стоит стартовать с ремонта помещения или закупок мебели и оборудования.
В основе должен быть проект. Его составляющими могут быть зонирование торгового зала, планограмма по размещению торгового оборудования и выкладки в товарных категориях, строительные чертежи, развертки стен, схемы электро-, свето-, водоснабжения, кондиционирования и отопления, мультимедийного сопровождения или даже аромамаркетинговых решений. Контроль и сопровождение часто дополняется 3D визуализациями интерьера и экстерьера объекта.
За счет эффективной проектной документации оптимизируются расходы по отделочным материалам, коммуникациям, торговому оборудованию, электроприборам.
С помощью специального программного обеспечения выбирается правильная интенсивность и направленность света, размеры и размещение электроприборов. Кроме существенной экономии, такая схема на этапе запуска магазина гарантирует, что свет прожектора будет направлен на товар, а не в лицо покупателю.
По опыту нашего агентства, проект магазина помогает оптимизировать затраты на 5-30% в зависимости от плановой суммы инвестиций. На это влияет куча факторов. Сегодня мы поговорили о 10. Но на самом деле их гораздо больше. Конечно, методом проб и ошибок каждый откроет свой идеальный магазин. Только не сразу. Возможно, с 10-й попытки. После которой со стокгольмским синдромом созерцаешь 9 предыдущих "франкенштейнов".
Не полагайтесь на руки, прислушивайтесь к полезным советам, работайте над ритейл-концептами с вдохновением и с профессионалами своего дела. Все будет Украина!
Автор: Ирина Жичук, СЕО Partyzan agency