Опубликовано

Как «METRO Украина» готовится к инфляции, блекаутам и продолжает работать

Для METRO Украина война не стала неожиданностью – к ней серьезно готовились еще с ноября прошлого года, однако даже это не обезопасило от убытков. Однако, несмотря на все трудности военного времени, компания продолжает бесперебойную работу своих торговых центров, поставляет пищевые продукты, платит заработную плату и налоги, оказывает гуманитарную помощь ВСУ. О том, как компания находила ресурсы для работы в первые недели и месяцы войны, рассказала СЕО «METRO Украина» Елена Вдовиченко.

Елена Вдовиченко, СЕО «METRO Украина»

Какие убытки понесла компания из-за войны?

С точки зрения капитальных инвестиций наши торговые центры пострадали несущественно по сравнению с некоторыми другими бизнесами. Исключением стали магазины в Харькове, Николаеве и Мариуполе. Больше всего пострадал наш магазин возле района Салтовка в Харькове. Скорее всего, там придется делать значительный ремонт — потерь мы еще не оценивали, поскольку нет полноценного доступа к магазину. Также мы вообще не знаем, какая ситуация с магазином в Мариуполе, ведь город сейчас оккупирован.

С точки зрения бизнеса на сегодня мы вышли на прибыльный уровень — мы выплачиваем зарплаты, платим налоги, у нас нет задолженности перед поставщиками. Бизнес работает, а убытки, связанные с войной, будем считать после победы.

Как в METRO возобновляют работу магазинов по Украине?

Из 26 наших магазинов работает 22. До сих пор не работают магазины в Харькове, Николаеве и Мариуполе. Работу мы восстанавливали только там, где позволяла ситуация с безопасностью, есть укрытие и т.д. Мы делали это очень быстро: в Чернигове смогли открыться уже через 3 дня после того, как область была деоккупирована.

На открытии магазинов действительно настаивают сами сотрудники. К примеру, в Николаеве в периоды, когда не было активных обстрелов, работники приходили самостоятельно и просто убирали в торговом центре. Так они чувствовали себя частью единой команды, когда вместе легче преодолевать какие-либо трудности.

В Киеве у нас работали сразу все 4 магазина. Несколько дней в начале вторжения было непонятно, что делать. Но когда мы поняли, что ВСУ держат фронт, открылись. В начале платили сотрудникам двойную заработную плату из-за повышенного риска. Кроме того, усилили внешнюю охрану и постоянно общались с государственными органами, чтобы понимать ситуацию и краткосрочные перспективы.

Вообще «METRO Украина» — это, прежде всего, люди, наша сплоченная и профессиональная команда патриотов, которая продолжает работать для нашей страны каждый день, во всех ее уголках, осознавая свою ответственность за сохранение продовольственной безопасности Украины во время войны.

24 февраля. Каким вам был этот день?

24 февраля я находилась в отпуске за границей, когда получила новость, что началась война. В тот же день я срочно собрала чемодан и поехала обратно в Украину. Никогда не забуду глаза людей на польско-украинской границе, полных отчаяния и непонимания того, что происходит и что делать дальше.

Всю ночь я пыталась добраться до Львова, ведь из-за автомобилей, которыми фактически были перекрыты все пути, невозможно было ехать даже в обратном направлении. До Киева добраться я не смогла, и в течение следующих двух месяцев работала из Львова, а моя семья — мама и 14-летний сын — оставались в столице, и впоследствии смогли присоединиться ко мне.

Готовились ли в компании к войне?

Готовиться мы начали еще в ноябре 2021 года, но недооценили масштабы — были уверены, что все будет происходить в основном на востоке, поэтому и моменты безопасности были предусмотрены преимущественно там.

Еще с января рядом с нашим торговым центром в Мариуполе дежурили автобусы, готовые эвакуировать наших сотрудников и их семьи. Все алгоритмы у нас были просчитаны: как консервировать магазин, куда отдавать наличные деньги и т.д. Мы увеличили инкассацию так, чтобы наличные деньги вообще не оставались в торговом центре, и большинство операций были безналичными.

Все продукты торговых центров Мариуполя, Харькова и Николаева отдали местным властям и передали на нужды местных общин.

Но из-за того, что вторжение началось одновременно везде, мы действовали по алгоритмам, которые внедрялись чуть ли не каждый день. Два раза в день созванивались с менеджментом нашей компании и проговаривали, что делаем сейчас, какую помощь оказываем, куда эвакуируем наших сотрудников, как обеспечиваем транспорт, организуем поставки товаров в наши магазины, ведь в первые дни войны с этим было сложно.

Как именно в METRO преодолевали дефицит пищевых продуктов в первые недели войны?

Наличие основных товаров на полках ТЦ в начале войны сократилось примерно на 50%. Потому пришлось оперативно перестраивать работу с поставщиками. До войны у нас был один дистрибуционный центр, который поставлял товары в наши торговые центры по всей Украине. Но в первые недели мы перенаправили закупку через меньших локальных поставщиков для каждого торгового центра в каждом регионе.

Относительно дефицитных товаров мы находили либо бренды-заменители, либо импортные, либо аналоги продукта. Нам помогали все страны, где находится компания METRO. Благодаря этому мы уже в июне вышли на 85% наличия товара, а на последние несколько недель это уже более 90%.

Как у METRO обеспечивалась логистика в это время? Где вы находили водителей, чтобы доставлять товары под обстрелами?

Спасло ситуацию то, что рынок тогда очень сильно объединился, как и вся страна в целом. Помню, как звонила генеральному директору одной курьерской компании и говорила, что у меня есть автомобили, но нет водителей. Он со своей стороны отвечал, что водителей можно найти, однако нет топлива. Тогда генеральный директор другой логистической компании помогал с горючим. Такая многосторонняя коллаборация давала свои результаты, и проблемы любого уровня удавалось решить вместе.

Назовите три самых нетипичных бизнес-решения для компании в тот период.

О координации на рынке, чтобы помочь друг другу доставлять товары, я уже вспомнила.

Второй кейс — с одной из транспортно-логистических компаний. В первые дни после вторжения в одном из наших харьковских магазинов накануне его «консервации» оставались наличные деньги. А этой компании именно в тот момент она была просто необходима для организации осуществления социальных выплат, ведь накануне банк, который должен был обеспечить этот процесс, разбомбили. Глава компании обратился за помощью ко мне — предложил забрать наличные деньги, осуществить выплаты, а затем перевести ее на наш счет.

Но по правилам инкассацию должен осуществлять только банк, с которым мы сотрудничаем. Поэтому мы договорились с руководством банка о трехсторонней кооперации, и, наконец, у нас все получилось. Такое сотрудничество разных бизнесов вообще не характерно для мирного времени. Но такое уникальное сотрудничество к моменту начала войны стало повседневным явлением.

Третий кейс — это наше участие в продовольственном штабе при Офисе президента. Каждый день мы решаем операционные вопросы, предоставляем информацию руководству государства о том, какие продукты остались, по каким категориям есть стратегический запас и т.д.

Сейчас очень важно для всех быть объединенными, помогать друг другу и совместно приближать нашу победу.

Как компания помогает сегодня тем, кто в этом нуждается? Как вы выбираете тех, кому донатить, а кому отказать?

Война ставит перед бизнесом новые вызовы, однако не может избавить нас от тех ориентиров, которые заложены в ДНК нашей компании. Одним из принципов, которыми руководствуется «METRO Украина» в своей деятельности, есть социальная ответственность.

Мы понимаем, что в такие трудные времена каждому важно сплачиваться и чувствовать себя частью одной общей цели, приобщаясь к социально полезным проектам. Поэтому нашей целью остается реализовывать инициативы, актуальные прежде всего для нашего общества, чтобы приближать нас к победе.

Итак, компания активно осуществляет свою гуманитарную миссию — сотни единиц товаров: продовольствия, непродуктовой группы по ассортименту торговых центров METRO ежедневно передаются прежде всего на нужды воинских частей ВСУ, подразделений сил терробороны, больниц, затем благотворительных и общественных организаций, заботящихся о временно перемещенных лицах., сиротами и брошенными животными.

Мы выделяем на помощь до 4 млн гривен в месяц. В рамках этой суммы мы стараемся помочь всем. В настоящее время сумма гуманитарной помощи с начала полномасштабного вторжения превысила 35 млн грн.

Как на сегодня реализовано сотрудничество METRO с вашими ключевыми клиентами HoReCa в проектах благотворительности?

Представителями нашей сферы HoReCa я восхищаюсь и чрезвычайно их уважаю — несмотря на предыдущие «ковидные» года, они перестроились на помощь обществу, на организацию питания военных и населения. «METRO Украина» с первых дней войны предоставляет продукты питания и одноразовую посуду для своих партнеров — рестораторов, которые ежедневно готовят горячие обеды для тех, кто в этом больше нуждается.

Так мы сотрудничаем с Киевской и региональными ассоциациями шеф-поваров, являемся партнером в совместном проекте по приготовлению обедов временно перемещенным лицам вместе с компанией «Редиссон» в Украине, сотрудничаем с небольшими HoReCa-бизнесами, участвуем в фандрайзинговом проекте для ВСУ — "Воєнний Мішлен".

Какие планы у компании на следующий год?

В 2023 году основной задачей для нас как бизнеса является необходимость уберечь от чрезмерного инфляционного роста рядового украинца, поскольку мы уже фиксируем снижение покупательной способности. Сейчас за счет своей маржинальности «METRO Украина» пытается удержать до 15% инфляции и не перекладывать ее на плечи потребителя. Поэтому вместе с нашими поставщиками и производителями мы должны посмотреть все внутренние процессы и выяснить, где можно разумно сэкономить и даже сократить свою маржинальность, чтобы удержать спрос.

В краткосрочной перспективе такой подход может нанести ущерб, но общая доходность в конце концов возрастет. Я хочу, чтобы все участники бизнес-процесса это поняли. И тогда после нашей победы у нас будет еще сильнее, крепче, клиентоориентированная, конкурентоспособная страна великих людей.