Опубликовано

Символ преданности и ветеран ритейла: светлой памяти Евгения Кулинича

"Погиб при выполнении боевого задания", — фраза, которая разрывает наши сердца от боли чуть ли не каждый день, унося от нас лучших. Первооткрыватель, легенда, наставник, человек острого ума и стратег Евгений Кулинич погиб 16 декабря 2022 во время выполнения боевого задания на фронте.

Человек, создавший украинский drogerie-ритейл в 2000-х, руководил персоналом, развивал «DЦ», «КОСМО», «КОЛО», управлял сетями «Аптека Доброго Дня», «Файно Маркет», «Фуршет» и ушел на фронт: воспоминаниями о Евгении Кулиниче из All Retail поделились близкие друзья, партнеры, коллеги — все те, кто бок о бок развивал с ним и вел вперед украинскую современную розницу.

В далеком 1997 году Евгений Васильевич начал свой путь в ритейле из компании DЦ, которую мы сейчас знаем как Watsons. На грани нового тысячелетия в Киеве по ул. Еспланадной появился первый магазин сети, который и основал концепт drogerie в Украине. Первооткрывателя современных форматов ритейла Украины вспоминают как человека, который имел невероятную широту и глубину знаний по разным направлениям: от логистики до высшей математики, от шахмат до истории. «Женя был мощным интеллектуалом. Долгое время он участвовал в шахматных турнирах, поэтому умел просчитывать все вперед, на несколько ходов. Бизнес-процессы в его голове заключались в шахматную партию», — говорит Виктор Мольченко, генеральный директор сетей «Наш Край» и SPAR, познакомившийся с Евгением на своей первой работе в ритейле в сети магазинов «DЦ».

Со временем Кулинич перешел к конкурентам DЦ и развивал сеть КОСМО, где занимал должность генерального директора. Дмитрий Турло, основатель IT-компании Goodstram и консалтинговой компании TreeOnMars говорит о том, что Евгений Васильевич вызывал доверие каждого: «Мы познакомились в 2007 году, когда он работал генеральным директором „КОСМО“. Мы планировали внедрение подходов теории ограничений в этой сети». Евгений Кулинич был очень спокойным и уравновешенным, но в то же время очень действенным человеком. По свидетельству коллег, у него удивительно сочеталось глубокое логическое мышление и видение цифр со способностью видеть людей и помогать им расти. «Кто-то, кто с ним работал, находил много нового для самого себя и о самом себе, и обычно это лучшая версия себя самого», — говорит Дмитрий Турло.

Близкие и коллеги вспоминают и о парадоксальной порядочности в деловых отношениях и профессиональном уважении Кулинича: «В начале 2000-х Женя был одним из лидеров „DЦ“. Когда позже возглавил прямого конкурента — сеть „КОСМО“, ему удалось сохранить равные человеческие отношения с бывшими коллегами», — говорит Алексей Зозуля, нынешний СЕО сети «Фокстрот», преемник Евгения в руководстве "Аптекой Доброго Дня«.

Когда в 2008 году ООО «СУМАТРА-ЛТД» продала сеть «КОСМО» и инвестор сменил руководство, Евгений Васильевич продолжил свой путь в упомянутой компании «Аптека Доброго Дня». Стратегичность мышления в период управления «АДД» имела долгосрочный результат: наш герой реорганизовал сеть от формата стартапа до системной прибыльной компании. Алексей Зозуля, впоследствии перенявший сеть «АДД», подчеркивает то, что под руководством Евгения Васильевича было реализовано два глобальных прогрессивных проекта, один из которых работает в "АДД".

1. Автозаказ (согласно теории ограничений Голдрата): автоматизированная система управления товарными остатками — прорыв того времени на фармарынке.

2. Аутсорсинг складских услуг (прием, отбор, доставка в аптеку), что позволило сконцентрироваться на CORE-ассортименте.

Виктор Мольченко подчеркивает талант визионера Евгения Кулинича: "У него было комплексное видение, и, соответственно, он мог его разложить на процессы и объяснить каждому, что нужно делать, чтобы достичь результата. Несмотря на то, что он работал в операционных процессах, он видел дальше. И эта синергия простоты и видения очень хорошо работала".

"Знаете, с ним было надежно, — продолжает господин Мольченко. — Я всегда знал, когда был с Женей, что когда ты спросишь совета, пообщаешься, подыскуешь — точно найдешь решение. И это тоже очень важно для работы в коллективе. На самом деле даже когда мы работали в разных компаниях, я знал, что могу набрать его и посоветоваться«.

Коллеги говорят, что Евгений был не только стратегом и визионером, но и глубоким практиком. Он искал нестандартные бизнес-решения (очень часто это происходило непосредственно на магазинах), а затем масштабировал их через контроль за исполнением и глубокое видение статистики и цифр.

Впоследствии Евгений Кулинич вступил в должность коммерческого директора региональной продуктовой сети «Файно Маркет». Об этом этапе работы Виктор Мольченко вспоминает так: «Когда он с командой консультировал «Файно Маркет», то обращался ко мне за советом, ведь у меня был больший опыт работы в продуктовом ритейле. На самом деле, он все ловил на лету, а его математический склад ума все трансформировал в правильные формулы«.

После работы в «Файно Маркет» Евгения Кулинича на позицию генерального директора пригласила сеть «Фуршет», где ему удалось возродить находившуюся в очень сложном положении компанию. Ситуация в бизнесе была тогда тяжелая, однако он оздоровил компанию, что позволило реструктуризировать ранее приобретенные долги «Фуршета» и даже открыть ряд новых магазинов.

В 2017 году Евгений положил начало новому розничному проекту «КОЛО». Он нашел инвесторов и как генеральный директор создал с нуля самую многочисленную в Украине сеть экспресс-магазинов в продуктовом ритейле. Это исключительный для Украины проект, за три года выросший более чем до 200 торговых точек.

Геннадий Карлинский, директор по маркетингу сети АЗК WOG, называет уникальностью умения Евгения Кулинича реализовать совершенно разные кейсы:

● ряд проектов по автоматизации логистики и внедрению стандартов

● структурирование и подготовка бизнеса к продаже — кейс сети "КОСМО"

● расширение и систематизация бизнеса "Файно Маркет"

● оздоровление, вывод бизнеса в прибыль и реструктуризация долгов — "Фуршет"

● запуск стартапов — сеть "КОЛО«.

По словам Геннадия Карлинского, идея развития сети магазинов возле дома была у Евгения еще с начала 2010-х. Он хотел построить первую сеть на 2000-3000 магазинов, тогда о таких цифрах никто и не мечтал. «Поэтому успех „КОЛО“ на 200% его: и команду собрал он, и первые 200 с хвостиком магазинов — тоже он, но знали об этом несколько экспертов рынка. Он не строил личный бренд, как это модно сейчас. Результат работы — вот измерение успеваемости», — подчеркивает директор по маркетингу WOG.

Вместе с высоким профессионализмом, корпоративной этикой и уважением стояло четкое умение разбираться в людях: «Знаю, как управляющая наименьшим магазином в „Фуршет“ доросла до регионального менеджера, а провизор в „АДД“ через заведующую и категорийного менеджера стала коммерческим директором. Такие примеры не уникальны. Уникальность в том, что вокруг Евгения Васильевича можно найти десятки, или, возможно, и сотни таких кейсов, а это все реализовавшиеся люди и работающие в пользу бизнеса и Украины», — добавляет Геннадий Карлинский.

Человек, уважавший каждого работника, сформировал успешную систему взаимодействия в коллективе. Евгений Кулинич полагался на менеджеров, давая тем самым реализовываться, развиваться и приносить пользу бизнесу. А когда у менеджера такая поддержка, — стыдно подвести руководителя.

Личность Евгения Кулинича привлекала также обычными положительными человеческими качествами: доброта, чувство юмора, харизма, искренность в выражениях, умение убеждать. Друзья вспоминают о его юморе на тяжелых совещаниях, за чашкой кофе и «на передке» линии фронта.

«Последнее сообщение от него, за неделю до трагедии: «Шокочино (вид кофе на АЗК WOG — All Retail) в Павлограде нужно улучшить». И это человек, который ехал в ад«, — вспоминает Геннадий Карлинский.

Его искусство убеждать поражало коллег. Например, заведующую «АДД», которая категорически отрицала централизованную систему, Евгений сумел убедить лишь через 20 минут: «Это выглядело как магия. Человек, который 20 минут назад был категорически против, увидел массу преимуществ и буквально на глазах изменил отношение. Впоследствии это оказалось ключом для изменений и улучшений, потому что ее авторитет и помог снять против других 120 руководителей», — вспоминает Дмитрий Турло.

"Евгений Кулинич — пионер drogerie, ветеран ритейла, человек, отличившийся на многих фронтах в бизнесе", — вспоминает друга Алексей Зозуля.

Авторитет, не гнавшийся за личным брендом, покоритель украинского ритейла, и воин света, шутивший на линии фронта. В жизни Евгения Кулинича были десятки блестящих и невероятных ритейл-проектов, множество вдохновенных и благодарных коллег и друзей. По словам собратьев, Евгений боролся и погиб за то, чтобы каждый из нас в будущем имел возможность свободно и без сопровождения воздушных тревог собираться с самыми родными на Рождество. Благодарность за сделанное и вечная память светлому человеку!