Опубликовано

Топовые бренды вышли с российского рынка, но остались их товары — Reuters

Несмотря на то, что ряд иностранных компаний выходят из России, товары их брендов все же остаются на российском рынке.

Грузовики из Coca-Cola ездят через границу в Россию, туристы возвращаются из-за границы с последними разработками Zara, а местные онлайн-рынки раскупают запасы мебели IKEA. Возможно, западные бренды покинули Россию, но их товары нет.

Несмотря на то, что европейские, североамериканские и японские компании покидают Россию, влияние на российских потребителей — минимальное, хотя время поставки может быть длиннее, а некоторые товары — более дорогими.

Основное изменение касалось маршрутов снабжения, но продукты остаются доступными как онлайн, так и в магазинах. Россиянам только нужно знать, где их можно найти.

Важно то, что подавляющее большинство соответствующих товаров не подпадают под санкции, и эти трансграничные потоки законны. И Москва их с удовольствием пропускает, по какому бы пути они ни шли.

Постоянная доступность брендов показывает, перед какими трудностями встают компании, контролируя цепи поставок при выходе с рынка.

Владелец Zara Inditex закрыл свои 502 российских магазина после того, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. Впоследствии эти магазины продали базирующуюся в ОАЭ Daher Group.

Теперь мелкомасштабный импорт и онлайн-продавцы поддерживают их жизнь, засвидетельствовали обзор Reuters шести крупных онлайн-рынков и разговоры с рядом покупателей и продавцов.

32-летняя Альбина прошлым летом взяла пустой чемодан в Минск и вернулась через 24 часа с одеждой брендов Inditex Zara, Bershka и Massimo Dutti на сумму 33 000 рублей ($442) для себя и друзей.

Хотя большинство западных брендов, прекративших деятельность в России, также вышли из Беларуси, Inditex этого не сделал. Компания не ответила на вопрос об этом.

Альбина рассказала Reuters, что покупала одежду в Париже и Дубае и пользовалась сетью онлайн-продавцов.

"Есть страницы в Instagram, Telegram, есть девушки, которых я знаю, переехавшие жить в Европу, или Стамбул, или Дубай. Они собирают заказы, скажем, в Стамбуле, они берут 15% — 30% (как комиссию), потом доставляют их сюда, и вы платите за доставку", — сказала она.

Сильный прошлогодний рубль и слабая турецкая лира сыграли на руку российским потребителям.

Динамика курса валют частично повлекла за собой семикратное увеличение поставок из Турции CDEK Forward, службой доставки с иностранных сайтов электронной коммерции, — сообщила Reuters ее директор по маркетингу Динара Исмаилова.

"Как только бренды сказали, что уходят, началась какая-то паника, резко возросло количество объемов и заказов", — сказала Исмаилова.

Оборот CDEK Forward, занимающийся небольшими частными поставками, в прошлом году удвоился в денежном эквиваленте, при этом 80% приходится на одежду, а товарное обращение выросло втрое.

"Это сравнимо с тем, если бы вы лично пошли в магазин Zara в Нью-Йорке, купили там что-то и отправили друзьям в Москву", — сказала Исмаилова.

Когда цепочки поставок распались, Россия легализовала так называемый параллельный импорт, позволяя розничным торговцам завозить товары из-за границы без разрешения владельца торговой марки.

На сайтах электронной коммерции продается широкий ассортимент импортных товаров и продавцы часто рекламируют, что привозят товары из-за рубежа.

Лидер рынка Wildberries продает старые запасы брендов Inditex и имеет около 17 000 товаров в своем каталоге Zara. Источник, близкий к Inditex, сообщил, что это растаможенные запасы, которые были в России, когда компания остановила там деятельность. В Wildberries не ответили на запрос о комментарии.

Одним из распространенных западных продуктов, продающих Wildberries и его аналоги, Ozon (OZON.O) и Yandex Market, является Coca-Cola, которую часто рекламируют как импортную, чтобы покупатели знали, что это оригинал.

В то время как Coca-Cola Co (KN) прекратила производство и продажу напитков в России в прошлом году, другие страны импортировали их. На этикетках на банках и бутылках отмечено, что они прибыли из Европы, Казахстана, Узбекистана и Китая.

Одной из капризов этой договоренности является то, что цены отличаются. В одном московском супермаркете продавались три банка Coca-Cola по трем разным ценам, привезенные из Дании, Польши и Великобритании соответственно.

Старший сотрудник крупного розничного продавца объяснил, как компании адаптировались.

"Были быстро установлены контакты и подписаны новые контракты с новыми партнерами, запущены новые денежные потоки и логистические цепочки поставок с турецкими, польскими и казахстанскими компаниями", — сказал он на условиях анонимности.

"Однако, как всегда, больше за эти новые неудобства платит покупатель", — добавила работница.

По мере разработки новых маршрутов дополнительная логистика, транспортные расходы и расходы по масштабированию упадут, и хотя торговля остается относительно неэффективной, эти новые отношения останутся здесь, как сказал Рам Бен Цион, генеральный директор платформы цифровой проверки Publican.

"Механизмы параллельного импорта консолидированы и расширены, а это означает, что почти все — доступно и будет доступно в будущем," — сказал Бен Цион, указывая на очереди грузовиков на границе и новые организации, которые возникают в соседних странах.

«Coca Cola может легко заметить «всплеск спроса» со стороны соседних с Россией стран, откуда поступает большинство параллельного импорта. Это не в их интересах что-то с этим делать", — сказал Бен Цион.

"Дружественные" страны, не вводящие санкции, наращивали экспорт в Россию, свидетельствуют данные их торговли. Сама Россия перестала обнародовать такие цифры.

В прошлом году китайско-российская торговля достигла рекордных 186 миллиардов долларов, в то время как экспорт Турции в Россию подскочил на 61,8%, до 9,34 миллиарда долларов, а экспорт Казахстана — на 25,1%, до 8,78 миллиарда долларов. .

Однако неофициальные маршруты поставок могут привести к тому, что в Россию поступает больше товаров низкого качества, поскольку регуляторы теряют надзор, — сказал Бен Цион.

Некоторые бренды годами сражаются с копиями и несанкционированным импортом. Между тем, российские конкуренты Coca-Cola увеличили разливные мощности и выпустили новые напитки Cola.

Шведский мебельный гигант IKEA продал свои акции Яндекс Маркету, отделу электронной коммерции технологического гиганта Яндекса (YNDX.O), когда покинул Россию.

Владелец бренда IKEA, Inter IKEA Group заявил, что продал оставшиеся запасы за неразглашенную сумму Яндексу, поскольку уменьшил IKEA Retail Russia.

Яндекс Маркет отметил, что благодаря этому поставщики, ранее продававшие товары через магазины ИКЕА, непосредственно контактируют с клиентами.

Но бывшие поставщики готовы продавать несколько модифицированные вещи IKEA под другими названиями. Один уже рекламирует комплект постельного белья под названием Arua (аналог IKEA BERGPALM).

Несмотря на то, что для российских компаний открываются новые возможности, привязанность к западным брендам может помешать усилиям по увеличению местного производства.