«Наш Край» и SPAR: как крупнейшая франчайзинговая сеть адаптируется на рынке Украины во время войны
Вызовы, связанные с войной, изменяют не только рынок и уже привычный подход к бизнесу, но и оказывают значительное влияние на деятельность ритейлеров. Работая год в условиях войны сети SPAR и Наш Край продолжают расширяться и адаптироваться к новым реалиям. Планы сети на 2023 год предусматривают открытие магазинов и привлечение новых франчайзи партнеров, предоставляя интересные условия сотрудничества и поддержки их бизнеса. О гибкости во время войны, коммуникации со SPAR International и дальнейшем развитии нам рассказал руководитель департамента развития франчайзинговой сети Андрей Терещенко.
День добрый. Прошел год после начала полномасштабного вторжения войск РФ в Украину. Сейчас, вспоминая в этот период, можете ли Вы сказать, что компания адаптировалась к работе в экстремальных условиях?
Прежде всего, хочу отметить, что именно продуктовый ритейл — это наиболее кризисоустойчивый бизнес. И наша компания продолжала и продолжает работать, все отделы компании не прекращали работу, развитие продолжалось и уже с третьего месяца войны, мы открыли новый магазин на условиях франчайзинга.
Конечно, говорить об адаптации сложно, ведь у нас постоянно есть новые вызовы. Если поначалу это были проблемы с логистикой, налаживание новых партнерских отношений, закупка товаров, то впоследствии добавились блекауты. Наши магазины находятся почти во всех регионах Украины, поэтому есть постоянная угроза обстрелов. Я бы не называл, как сейчас работает бизнес, адаптацией. Скорее все мы стали очень гибкими и оперативными в принятии важных решений.
В целом нашей компании удалось сохранить коллектив, рабочие места и даже расширить сеть. В 2022 году удалось открыть 11 новых магазинов и восстановить 6 объектов, поврежденных войной.
Как происходит коммуникация с материнской компанией SPAR International? Какие функции она выполняет?
Коммуникация — одна из наиболее важных составляющих сегодня. И именно обмен опытом со SPAR International — это один из наших ключевых факторов успеха. Систематически мы обмениваемся и черпаем опыт наших иностранных партнеров, реализуем инновационные и технологические решения и ретранслируем их на наших партнеров франчайзи.
Понятно, что этот год был для нас всех совсем другим. В первый же день руководство SPAR International связалось с нашим генеральным директором и предложило помощь. Первоначально это были гуманитарные грузы. Больше их направили в Харьков, куда на тот момент почти невозможно было доехать.
Благодаря тому, что магазины сети были расположены в разных уголках нашего государства, удалось построить логистику и передать гуманитарную помощь нуждающимся украинцам. Магазины SPAR стали пунктами, где можно получить продуктовые наборы и другие средства первой необходимости. Да, раздачу для ВПО мы организовали в Харькове, Луцке, Львове, Ровно, Красилове, Рожнятове, Прилуках и т.д.
Также мы фасовали сухпайки для военных, начали укомплектовывать индивидуальные аптечки, тактические медицинские рюкзаки. Суммарно это 430 тонн груза на сумму около 14 миллионов гривен и оказание этой помощи продолжается.
После блекаута уже в декабре нам передали новые генераторы из Австрии, и наша компания приняла решение использовать их для помощи и поддержки партнеров. Так, на сегодняшний день на открытие новых магазинов нашим франчайзи будут предоставляться генераторы.
Благодаря содействию SPAR International, нам очень быстро удалось наладить поставки собственного импорта и закрыть потребности в товарах, которых не было на украинском рынке. В частности, мы начали завозить продукты из Польши, Литвы, Италии и Нидерландов.
В Вашем портфеле сегодня более 250 магазинов, из них около 10% — это собственные точки, еще 90% — франчайзинговые. При этом объекты разбросаны по всей стране. Как вы реализуете логистическое обеспечение столь разветвленной сетки?
Конечно, у нас как национальной сети есть договоренности с производителями, но поставка продукции на торговые точки осуществляется через местных дистрибьюторов в каждом регионе. Мы поддерживаем то, что наши партнеры закупают товары у местных производителей, даже есть отдельный проект — «Покупай местное». Таким образом наша сеть поддерживает развивающиеся локальные бизнесы.
У нас также функционирует мощный распределительный центр, товары которого мы доставляем в магазины собственным транспортом и через перевозчиков.
Кстати, несмотря на активную фазу войны, наши работники РЦ сейчас вовлечены в самый большой перфоменс мира — «Космогонию». Ведь с января текущего года наш РЦ в Луцке находится непосредственно в том же помещении, где пишется самая большая картина в мире картина, поэтому они живые свидетели и одновременно участники перфоменса. После завершения определенного фрагмента его закрепляют на стену. Поэтому композиция — это, по сути, живой организм, рождающийся и произрастающий на глазах у сотен людей. Работает над работой донецкий художник Петр Антип.
Насколько отличаются условия получения франшизы SPAR и франшизы «Наш Край»? Как вы вместе с потенциальными франчайзи определяетесь, какую из 2 вывесок выбрать?
"Наш Край" — это наша отечественная франшиза, которую мы развиваем с 2001 года, SPAR — это международный мировой бренд, лицензию на право развития в Украине которого мы получили в 2017 году. И в зависимости от потребностей и специфики региона, мы рекомендуем и утверждаем бренд, под которым планируем открывать магазин. Факторы, влияющие на принятие решения, — это и количество жителей населенного пункта, и месторасположение, и насыщенность торговыми точками здесь, и узнаваемость бренда в данном населенном пункте или регионе. Также учитываем желание потенциального партнера по выбору бренда.
Вырос ли за последний год в национальной валюте порог необходимых вложений для открытия магазина по франшизе?
Да, вырос, ведь основная доля инвестиций в открытие магазина — это торговое оборудование и обустройство интерьера и экстерьера, а цены на него все производители фиксируют в иностранной валюте.
Можете ли вы назвать примеры самых успешных кейсов по быстрому возвращению инвестиций в открытие магазинов «Наш Край» или SPAR?
По нашему опыту были успешные кейсы и проекты, где окупаемость составляла три с половиной месяца. Средняя окупаемость объектов, которые мы рассматриваем и утверждаем составляет 12 месяцев.
В одной из рекламных кампаний SPAR в Интернете говорится, что вы предоставляете роялти каникулы, упаковаете магазин товаром и даже снабдите генератором. Расскажите подробнее об этих и других "плюшках«?
В столь сложное и нелегкое время мы решили помочь новым потенциальным партнерам, у которых есть желание вступить в этот бизнес и открыть магазин по франчайзингу. И именно для быстрого старта и уменьшения финансовой нагрузки при запуске мы предоставляем каникулы на оплату роялти, увеличенную отсрочку на первое снабжение товаров из нашей РЦ и предоставляем в бесплатное временное пользование генераторы.
Кроме того, у нас отсутствует вводный (паушальный) взнос и действует скидка при покупке оборудования.
Мы активно работаем с предпринимателями в деоккупированных регионах и тех, кто сейчас больше всего пострадал от войны. Ведь мы понимаем, что нужно обеспечить украинцев необходимыми и качественными продуктами. К тому же, новые магазины — это и новые рабочие места, и налоги в государство. Поэтому со своей стороны хотим поддержать предпринимателей, которые готовы в это непростое время открывать магазин.
В последние годы более динамично развивается и открывается у Вас бренд SPAR. В то же время, общее количество «Наш Край» уменьшается. Почему так?
У большинства наших партнеров есть желание открывать магазины мировой сети узнаваемого бренда SPAR. Это современные магазины европейского уровня, новые концепции, широкий ассортимент товаров собственной торговой марки и собственного импорта. Вместе с тем у нас есть успешный опыт ребрендинга, которым мы делимся с нашими партнерами, которые в свою очередь также переформатируют устаревшие магазины «Наш Край» в SPAR.
Как убедить потенциального инвестора открыть новый магазин в условиях, когда 30% бизнеса не работает, львиная часть населения уехала за границу, а уровень безработицы достигает 40%?
Еще раз хочу подчеркнуть, что продуктовый ритейл — это самый кризисоустойчивый бизнес, который всегда был, есть и будет. На сегодняшний день это одна из самых удачных и оправданных инвестиций. Кроме того, это вклад в экономику страны, новые рабочие места. Здесь еще есть потенциал, ведь ниша организованной торговли в Украине еще не заполнена, поэтому именно в этом направлении можно и нужно двигаться и развиваться.
Это быстрый запуск бизнеса и быстрый возврат инвестиций. Это готовая и апробированная бизнес-модель.
У нас есть разные форматы магазинов, поэтому можно выбрать тот, который больше подходит сейчас. Также наша команда тщательно исследует объект, готовит и представит финансовую модель бизнеса.
Кроме того, мы не просто даем возможность запустить магазин под нашим брендом. Мы осуществляем сопровождение партнеров-франчайзи на всех этапах деятельности магазина. Мы учим персонал, проводим общие встречи, обмениваемся опытом.
Назовите 3 самых показательных ваших магазинов. Куда, в первую очередь, стоит съездить потенциальному франчайзи, чтобы убедиться в эффективности работы маркеров?
Конечно, в бизнесе франчайзинга важно мнение и рекомендации партнеров. При переговорах с потенциальными клиентами мы предоставляем контакты наших франчайзи, которые делятся своим опытом сотрудничества с нашей сетью. А среди ТОП наиболее успешных проектов и показательных магазинов можно отметить:
- SPAR в пгт Ставище Киевской обл.,
- SPAR в г. Полтава,
- SPAR в г. Ужгород,
- «Наш Край» в г. Косов и многие другие.
Также уже скоро мы открываем SPAR в г. Ирпень, где будет воплощена новая интересная концепция магазина. Также показателен SPAR в сердце нашей столицы — на Киевском железнодорожном вокзале.
В ваших магазинах действует программа лояльности DRUZI. В чем его фишки?
Во-первых, стать участником программы лояльности очень просто — можно скачать мобильное приложение DRUZI или зарегистрироваться через вайбер-бот. Конечно, в магазинах можно получить и пластиковую карту. В приложении и боте удобно просматривать акции, действующие в магазине, персональные предложения, историю покупок, баланс бонусного счета, карта магазинов SPAR и "Наш Край".
Для именинников действуют дополнительные скидки и дополнительное начисление бонусов.
Накопленные бонусы можно использовать на следующий день после покупки. Также есть сейф, на который можно забросить остальное.
Поскольку мы стремимся становиться лучше, то после совершения покупки предлагаем нашим гостям оценить поход в магазин через мобильное приложение и вайбер-бот.
Естественно, что активное развитие ритейл-рынка возможно только после завершения боевых действий. Что еще, кроме войны, тормозит развитие масштабного франчайзингового направления в Украине? Реально ли, чтобы в нашем государстве появились сети с таким количеством агентских магазинов, например, Abc, Zabka или ODIDO в Польше?
Для активного развития в нашем бизнесе нужны не только желания и инвестиции, но, в первую очередь, правильная локация по приемлемой и понятной цене аренды или покупки. К сожалению, ограниченное количество объектов недвижимости, подходящих под наши требования, замедляет процесс развития.
Уверен, количество торговых точек на условиях франчайзинга в Украине с каждым годом будет расти, и именно 2023 год может стать годом возрождения и развития этого направления.
На каких проектах будет сконцентрирована команда «Наш Край/SPAR» в 2023 году?
Безусловно, это расширение и развитие сети. Есть амбициозный план — открыть 50 торговых точек в 2023 году (как с нынешними, так и с новыми партнерами), в планах также тестирование и внедрение новых форматов.
И, конечно, пока идет война, мы продолжаем все волонтерские проекты, чтобы помочь нашим военным и украинцам, пострадавшим от российской агрессии.