Опубликовано

Количество краж в ритейле снизилось на 25%: война вносит свои коррективы

Теги:
кража

Воровство в магазинах является одним из серьезных вызовов для ритейлеров во всем мире, и Украина здесь не исключение. Каждый год тысячи товаров исчезают с прилавков отечественных магазинов, что составляет большие потери для бизнеса.

Развитие новых форматов магазинов и внедрение технологий рождают новые проблемы. Супермаркеты, гипермаркеты и кассы самообслуживания предоставляют клиентам непосредственный и не всегда контролируемый доступ к товарам. Однако некоторые ритейлеры успешно борются с этим явлением, используя различные технологии и методики, а также сотрудничая с правоохранительными органами. В этой статье мы рассмотрим статистику воровства в украинских магазинах, их последствия для бизнеса и способы их предотвращения.

Статистика украинского ритейла

По данным статистических сведений Генеральной прокуратуры Украины, в среднем за период 2013-2018 гг. было совершено 20 705 краж в сетях розничной торговли. По статистике, уровень краж в 2018 г. по сравнению с 2013 г. вырос более чем на половину. По статье «Кража» в 2019 г. зафиксировано 197 тыс. правонарушений, в 2020 г. — 138 тыс.

За 2021 год было зафиксировано 212 тыс. уголовных правонарушений по этой статье, из которых почти 20 тыс. — кражи со складов, баз, магазинов и других торговых точек.

В июне 2022 года Национальная полиция Украины представила статистику, что с начала боевых действий уровень преступности упал на 30-40%, а в некоторых областях — и на 50%. Очевидно, что на снижение показателей влияет военное положение, миграция населения внутри страны и за границу.

Следовательно, статистика за 2022 год указывает на уменьшение общего количества краж на 47% по сравнению с 2021 годом, при этом показатель краж в ритейле упал на 25% — до 14 825.

Не так ли лежит: как и что воруют потребители?

Одной из причин краж является недостаточный контроль со стороны магазинов. У большинства ритейлеров нет достаточного количества персонала для обеспечения охраны и контроля за клиентами. Кроме того, многие магазины не имеют современных систем видеонаблюдения и контроля за входом-выходом, что делает их более уязвимыми к воровству.

Еще одной причиной краж являются экономические проблемы в стране. Не все могут позволить себе покупать товары по полной стоимости, поэтому они пытаются сэкономить, воруя товары. Также есть люди, которые угоняют товары с целью перепродажи.

Согласно отчету Crime&Tech, чаще всего с полок магазинов воруют алкоголь, творог, мясо, сладости и рыбные консервы. В магазинах одежды это, как правило, разного рода аксессуары, трикотаж, брюки и свитера. В свою очередь, из магазинов электроники воры обычно забирают мобильные телефоны, а из магазинов DIY — электроинструменты.

К основным видам категорий краж, приведенных сетью SPAR, относятся:

  • вынесение товаров на себе или в личных вещах;
  • поедание и распитие продукции без их оплаты;
  • уменьшение веса товара;
  • замена упаковки или кода товара;

По данным SPAR в Украине, до 75% краж совершается персоналом в форме выноса товара под найденным или оставленным клиентом на кассе чеком; передачи товаров для выноса другим лицам и незаконных схем при приеме-возврате продукции поставщику.

"Безопасность от воровства — как покупателей, так и персонала — сегодня очень затратная, но как никогда нужна инвестиция", — говорит Михаил Куйбида, гендиректор сети супермаркетов TOR-BA.

Отдельная категория магазинных воров — дети: они часто пытаются вынести из магазинов орешки, семена, конфеты, снеки.

Все чаще покупатели обманывают даже кассы самообслуживания, пробивая более дешевый товар или просто не добавляя продукт в чек. Однако ритейлеры устанавливают дополнительное программирование, отражающее лицо покупателя на экране кассы (что и создает впечатление, будто за ним наблюдают). Кассы самообслуживания становятся все умнее: теперь они могут распознавать некоторые продукты с помощью камер и искусственного интеллекта. К примеру, если покупатель кладет стейк, а пытается пробить его как лук, машина это понимает и указывает на это. Или если человек кладет на кассу зеленый овощ, система распознает его цвет и позволит пробить его только как спаржу, зеленые бобы или брокколи.

К примеру, сеть Aldi в Польше постепенно прекращает работу касс самообслуживания в одном из своих магазинов. Причина проста — местные школьники и студенты воруют товары, в том числе хлебобулочные изделия. Оператор хочет обойти конкурентов и предложить решение scan&go вместо касс самообслуживания.

Воровство в магазинах является серьезной проблемой не только в Украине, но и во всем мире. В соседней Польше потери товаров, связанные с воровством, обходятся сетям розничной торговли в 4,84 млрд злотых. В Польше ситуация с воровством становится все сложнее — за 2022 год количество краж возросло на 30%, а по сравнению с 2020 г. — на 60%.

"Крупные по площади магазины и торговые центры собирают много привлекательных брендов в одном месте. Это дает вам больше выбора и возможностей, увеличивая шансы на воровство покупателями. К тому же, трафик в торговых центрах все активнее восстанавливается после пандемии, и в толпе легче скрыть намерение что-то утащить, ведь тогда внимание персонала более рассеяно. С другой стороны, в магазинах небольшой площади выбор скромнее и воровство касается товаров меньшей стоимости. Но в меньшем магазине легче заметить кражу«, — рассказал Лукаш Гжесик, эксперт по предотвращению краж в магазинах.

Все европейские магазины вместе оценивают ущерб от краж более чем в 49 млрд евро в год. Эта сумма соответствует 2,05% годового оборота всего сектора розничной торговли.

Методы борьбы с воровством украинских ритейлеров

Национальная организация розничной торговли в 2019 году дала указание оценивать кражи до 3% как норму, если показатель краж будет превышать 30% — стоит что-то усовершенствовать.

Чтобы уменьшить количество краж, украинские ритейлеры занимаются развитием систем безопасности и видеонаблюдения.

По мнению Михаила Куйбиды, гендиректора сети супермаркетов TOR-BA, воровство в магазинах является самой болезненной проблемой на сегодня — особенно для малоформатных магазинов. Он говорит, что сеть TOR-BA на 100% снабжена соответствующим оборудованием, но не ведет статистику краж.

Господин Куйбида подчеркивает, что кражи — один из факторов убыточности, и бороться с этим становится все труднее, поскольку многие охранники сейчас оберегают страну, а не бизнес.

Для минимизации краж в сети INTERTOP используют классические методы: видеонаблюдение в онлайн-режиме, охрану и антикражные системы. Все они относительно эффективны, но дополнительно за товар в зале отвечает еще и персонал. Квалифицированный персонал может выявить подозрительное поведение покупателей и реагировать на него. Например, персонал может оказывать помощь покупателям, которые выглядят обескураженными, или использовать методы профилактики краж. Или при выставлении товара и полки соответствующий сотрудник может контролировать наличие товара. Поэтому на каждую отдельную зону с товаром в сети назначен ответственный работник, который по необходимости поможет клиенту сделать выбор или найти нужный размер, а также проследит за вещами.

У INTERTOP работает правило «пустого места»: если сотрудник видит незаполненную обувью полку, то должен узнать, у кого сейчас этот товар, а также проконтролировать количество вещей после примерки клиентом.

В сети отмечают, что ведут статистику воровства, но это коммерческая тайна. «Эта информация необходима для понимания „опасных“ зон в магазине и минимизации краж в будущем. Были ситуации с пойманными преступниками, персоналом и охраной ТРЦ, но мы делаем все, чтобы подобные ситуации случались как можно реже», — рассказывает Ирина Бычковская, директор департамента управления оптовыми и розничными продажами INTERTOP.