Мощности проданных зимой генераторов хватило бы на целый город — «Эпицентр»
Что покупали украинцы с начала энергетического кризиса и как изменился спрос на товары по сравнению с довоенной зимой?
Полномасштабная война и массовые обстрелы критической инфраструктуры оказали существенное влияние на потребительское поведение украинцев. К примеру, общий объем реализации повербанков в сети «Эпицентр» прошлой зимой вырос в 12 раз, зарядных станций — более чем в 7 раз, фонарей — в 4,5 раза. Значительно большие объемы продаж фиксировались в категориях автомобильных аккумуляторов (почти в 3 раза), зарядных и пускозарядных устройств и инверторов (в 3,5 раза), моторных масел (в 2 раза). Активно покупались газовые баллоны (рост в 3 раза), туристические газовые баллоны (почти в 5 раз) и туристические плитки и горелки (более чем в 7 раз).
Большим спросом зимой пользовались и генераторы. Например, продажи наиболее популярных бензиновых агрегатов выросли более чем в 5 раз по сравнению с довоенной зимой, а дизельных — почти в 9 раз.
«В целом с начала массовых обстрелов энергетической инфраструктуры (с октября 2022-го) в сети «Эпицентр» было реализовано почти 30 000 генераторов общей электрической мощностью около 100 МВт. Для сравнения такой мощности могло бы хватить для освещения города с населением в 200-300 тысяч человек. Например, Чернигова, Херсона, Ивано-Франковска, Тернополя, Луцка, Житомира, Хмельницкого или Черновцов», — отметил исполняющий обязанности директора по розничной торговле сети «Эпицентр» Дмитрий Танько.
В условиях веерных отключений электроэнергии также существенно вырос спрос на свечи. Этой зимой их реализация выросла на 72% по сравнению с довоенным временем. Однако пиковый ажиотаж на эту категорию наблюдался осенью — в октябре-ноябре 2022 года продажи были более чем в 6 раз больше, чем годом ранее. Всего за период с октября по февраль этого года украинцы купили в сети «Эпицентр» около 2 млн свечей.
Чаще покупали и товары, помогающие согреться. В частности, в магазинах Intersport раскупали термобелье, варежки, шапки, балаклавы и другую зимнюю одежду. А в «Галереях Деко», работающих в сети «Эпицентр», увеличилась реализация посуды для приготовления чая и кофе (чайники, термочашки, термосы), пледов и одеял.
Впрочем, рост демонстрировали и товарные категории, не связанные с энергетическим кризисом. Среди них можно отметить увеличение реализации книг и журналов (+67% к прошлой зиме), канцтоваров (+34%), предметов бытовой химии и личной гигиены (+28%), а также товаров для детей — подгузников, детского питания и игрушек.
Высоким также оставался спрос на продукты питания и лекарства. Продажи сети «Аптека 100+» зимой были на 35% больше, чем в прошлом. А товарооборот продуктовых магазинов Food Market в «Эпицентре» в декабре-феврале на 82,6% превышал показатель аналогичного периода прошлого года. В то же время, крупнейшими по объемам товарными категориями зимой были кондитерские изделия (рост на 50%), сигареты (на 60%) и алкоголь (более чем в 2 раза).