Опубликовано

Как начать бизнес во время войны: как предприниматель из Сумской области открыл SPAR в Ирпене

Теги:
SPAR
Наш Край
франчайзинг
Фото:
All Retail

Мы встречаемся с Григорием Младенцем, недавно открывшим супермаркет SPAR предпринимателем в Ирпене, в его магазине. Приезжаем немного раньше, чтобы посмотреть саму локацию и район, где теперь работает супермаркет международного бренда.

Вокруг все цветет. Даже не верится, что год назад здесь велись бои, и украинская армия деоккупировала город. Хотя нет, то и дело, из-за угла, выныривают «призраки» чьей-то жизни: разрушены дома, сожженные автомобили. «А там, — показывает в сторону местная жительница, — та улица, куда всех президент возит». По внешнему виду — минут 15 от супермаркета...

Собственно, и сам фасад магазина и дома, в котором расположен на улице Покровской, 5, весь иссечен обломками. Говорят, будто остались от взрыва мин. «Мы ждем тепла, чтобы сделать все красиво. К тому же, говорят мастера, плохо будет держаться штукатурка», — объясняет предприниматель, рискнувший начать бизнес во время войны.

Рядом выход из парка, поэтому в магазине соответствующая аудитория — немало мам с детьми. «Тут столько молодых людей. Украинцы возвращаются в город, он возрождается и имеет перспективы», — с восторгом рассказывает сам Григорий Младенец. Потому что его родной город, напротив, похож на пустоту. В последний раз, когда он туда приезжал, то не видел не только молодежи, но и детей вообще. Это неудивительно, ведь он из Дружбы, Сумской области. Прокладываем на карте маршрут до границы с Россией... Гугл-карты говорят, что ехать до 30 минут. Слишком близко к врагу, чтобы оставаться там.

На вопрос о том, когда Григорий начал заниматься предпринимательской деятельностью, шутит и говорит, что еще в детстве, ведь у папы было, как теперь называют, фермерское хозяйство. Выращивали огурцы и помидоры, а потом ездили на базар продавать.

На самом же деле бизнесом начал заниматься в двухтысячных. «Мы работали в сфере зернопереработки, продавали продукцию оптом и в розницу. От муки до разных кормов», — рассказывает он. В 2007 году открыл магазин строительных и хозяйственных товаров, который работает до сих пор... правда, строиться или ремонты делать сейчас некому. Война всех заставила искать лучшей судьбы в другом месте. Также у предпринимателя был магазин бытовой техники.

Затем Григорий приобрел очень хорошее помещение в Дружбе (бывший ЦУМ) и решил его модернизировать. Конечно, понимал, что супермаркет это очень хорошая инвестиция. Начал искать франшизу и наткнулся на предложение от сети «Наш Край», входящей в инвестиционную группу VolWest Group. «Я посмотрел, что там отличные условия. Не нужен паушальный взнос, очень гибкая франшиза и решил, что нужно брать», — говорит Григорий. Так в 2017 году появился первый и единственный в Ямпольском районе супермаркет.

Поначалу местные жители очень настороженно восприняли такой формат, ведь не привыкли к нему. «Мы конкурировали с рынками и магазинами, торгующими из-за прилавка. Где в одном лице и директор, и продавец, а может даже грузчик и уборщик. Поэтому в этих торговых заведениях начали демпинговать цену, потому что могли себе позволить. Мы же нет. Некоторые местные поставщики не верили в то, что у магазина есть перспектива. Мы были новыми на этом рынке и не имели скидок. К тому же наняли немало персонала. Поэтому снижать цену на товар просто физически не могли», — рассказывает Григорий.

Жители нашего района шли скупаться на рынки, а затем заглядывали в супермаркет. Однако почти через год ситуация изменилась. Всей командой мы смогли убедить гостей, что современная система лояльности выгодно и удобно. К тому же у «Наш Край» был хороший сервис и высококачественная продукция. Поэтому к Новому году в магазине расширили ассортимент и появились акционные предложения. Клиенты изменили свои привычки — они выбрали "Наш Край«.

Кстати, несмотря на активную фазу войны, магазин до сих пор работает. «Когда мы были в окружении — было очень сложно с продуктами. Я садился в машину и искал, где взять товар. Проезжал по несколько блокпостов в день. Но не хотел рисковать работниками. Если бы что-нибудь произошло — пострадал бы только я», — вспоминает начало активной фазы войны предприниматель. Зато продукты были нужны оставшимся украинцам. Так что покинуть дело было нельзя. Уже летом 2022-го логистика наладилась, и Григорий вернулся в Киев, где его ждала эвакуированная семья.

Именно здесь он начал строить свою жизнь заново. Несмотря на то, что «Наш Край» в Дружбе работает, мужчина говорит, что это довольно депрессивный регион. Ведь раньше, когда были экономические отношения с Россией, здесь был большой узловой пункт, таможня. Пока не только нет работы, но и по соседству агрессивный враг.

Имея опыт в продуктовом ритейле, Григорий Младенец решил открыть супермаркет. Уже имея партнерские отношения с VolWest Group, он пообщался с региональным менеджером, который рассказал, что сейчас в кейсе компании две франшизы — украинская «Наш Край» и мирового бренда SPAR. «А еще он мне говорит, что есть помещение в Ирпене. Интересно ли? Да, конечно, интересно! Уже через час я был здесь и решил: хочу открывать SPAR», — рассказываю о начале сотрудничества предприниматель.

И почти через четыре месяца, фактически на годовщину деоккупации Ирпеня супермаркет открыл свои двери. Однако, несмотря на то, что в городе не было активных боевых действий, все было непросто, ведь ремонтные работы пришлись на блекаут.

"На самом деле мы весь месяц работали 50/50 на генераторе. Потом появились графики и работники подстраивались под них«, — говорит владелец магазина. Конечно, все это удорожало ремонтные работы. Однако SPAR получил от партнеров из Австрии генераторы и передал своим новым франчайзи для работы.

На вопрос, почему Григорий решил открывать именно продуктовый магазин, говорит, что, во-первых, это быстрый старт, а во-вторых, гарантированная и быстрая прибыль. «Мы открыли двери и уже торгуем, у нас есть оборотные средства, товарооборот, доход», — объясняет предприниматель. Чтобы запустить бизнес по производству товаров или продуктов, нужно немало вложить в оборудование. Кроме того, сложно искать покупателей на свои изделия, организовывать поставки, логистику, а в магазин люди приходят сами.

К тому же продуктовый ритейл — это очень кризисоустойчивая отрасль, ведь люди всегда покупают продукты. «А еще это проверенная бизнес-модель. Если супермаркет хорошо работает в одном городе, то будет и в другом», — убежден мужчина.

Кстати, бренд SPAR очень узнаваем, особенно среди людей, которые были в Европе. Там ведь развита эта сеть. Общаясь с гостями в магазине, узнаем, что им здесь нравится и за чем приходят. Гостья магазина, Ирина, говорит, что когда эвакуировалась, то в Европе скупалась в таких маркетах. Вернувшись домой, обрадовалась, что теперь SPAR есть в Ирпене. Молодые мамы отмечают, что запах выпечки слышен на весь квартал, поэтому невозможно удержаться, чтобы не зайти в магазин.

Кстати, кроме выпечки, здесь готовят и пиццу, которая пользуется большим спросом среди гостей. «Когда они видят, как происходит процесс приготовления — это, конечно, очень эффектно», — говорит владелец об открытой пекарне в магазине. Григорий шутит, что ему здесь мало места. Следует расширять производство. Перед разговором, недалеко от супермаркета, видели строительство. Оказывается, это реконструируют школу, которая пострадала от обстрелов. Так что после ее открытия в SPAR точно прибавится любителей выпечки.

Сейчас в магазине работает восемь человек, несколько стажируется. Все ездили в Луцк, где компания SPAR проводила обучение по работе с программами, передавала стандарты качества обслуживания и технологии производства. «Но самый большой подарок нам — это менеджер по открытию», — отмечает Григорий. Говорит, что если бы не она, то не заключил бы так быстро и качественно соглашение с поставщиками. Ведь часть продукции в магазин поставляют из собственного распределительного центра, а кое-что покупают у местных производителей. Овощи, фрукты и мясо Григорий выбирает лично, чтобы отследить свежесть и качество.

Магазин — это не только бизнес, но и новые рабочие места и налоги. В основном в новом супермаркете работают местные жители, однако есть и переселенка из Краматорска. «Она пришла на собеседование и спрашивает: „А переселенцев берете?“ А я и говорю, чего нет, я же и сам переселенец», — рассказывает работодатель.

Когда Григорий с командой начал производить ремонт магазина, в окрестных домах светилось до 10% окон. Сейчас — более половины. Люди возвращаются в свои дома и важно дать им возможность покупать высококачественные продукты. А у SPAR их немало — как собственной торговой марки, так и собственного импорта.

На вопрос, что будет делать Григорий дальше, смеется. Говорит, сейчас задача выйти на самоокупаемость и вернуть инвестиции. Дальше планирует открыть еще один магазин. «Очень мне понравился именно формат SPAR», — добавляет он. Но строит планы не на «после победы», а сейчас, развивая собственное дело и давая возможность людям работать и покупать в европейском супермаркете.

Автор: Анна Екименко-Полищук