Интеллектуальная собственность в ритейле: зачем украинские сети регистрируют и защищают торговые марки?
Украинский рынок розничной торговли растет и вместе с ним растет конкуренция между компаниями. Для обеспечения своей успешности на рынке ведущие украинские розничные компании все чаще регистрируют торговые марки. Эти марки могут быть созвучны программам лояльности, названию компании или презентовать новые проекты. В этой статье мы рассмотрим особенности украинских торговых марок, причины, по которым ритейлеры регистрируют свои ТМ и как регистрация торговой марки помогает защитить интеллектуальную собственность и репутацию компании от недобросовестной конкуренции.
Украинские ритейлеры активно регистрируют и развивают торговые марки: в частности, некоторые популярные отечественные торговые операторы (АТБ, PROSTOR, Эпицентр) зарегистрировали свыше 80 ТМ – причем многие из них так и не вышли на рынок. Почему же ритейлеры регистрируют ТМ, но не запускают их?
Особенности украинских торговых марок
По данным аналитической онлайн системы YouControl можно проследить, что значительное количество ведущих украинских розничных компаний зарегистрировали торговые марки, которые созвучны с private labels ритейлеров, являются названиями программ лояльности, созданные под отдельный проект, реже — дублируют названия самой сети или компании. Например, ООО «АТБ-маркет» зарегистрировало 52 торговых марки, причем некоторые из них неизвестны или малоизвестны для потребителей (например, ТМ «Sladko ежка», ТМ «Пінігвіні», или ТМ «Выгодная цена всегда», которая, учитывая русскоязычное название, вряд ли будет ли запущена на рынок).
На ООО «Эпицентр К» зарегистрировано 88 торговых марок. Руководитель направления ВТМ сети торговых центров «Эпицентр К» Иван Омельянчик рассказывает, что сегодня в рамках комбинированного портфеля сеть развивает более 50 собственных торговых марок и брендов, охватывающих около 40 000 активных артикулов. Эксклюзивные ритейл-концепты, позволяющие создать уникальный клиентский опыт, реализованы в более чем 28 проектах и часть из них уже осуществила успешный выход за пределы сети «Эпицентр»: например, «Деко», E.Pic.
Нормативно-правовая база
Основная цель регистрации торговой марки — защита собственного названия, логотипов, а также других обозначений, которые ассоциируются с сетью и ее товарами, от их использования другими лицами. Поскольку рынок достаточно конкурентен, случаев сознательного, а иногда и бессознательного копирования названий и логотипов достаточно много.
Поэтому ритейлеры регистрируют торговые марки в основном по трем причинам:
- Защита от конкурентов товаров, выпускаемых под private lables.
- Регистрация международной торговой марки, которой предшествует необходимость создания ТМ в Украине.
- Получение права на доменное имя второго уровня в зоне .ua.
Законом Украины запрещено регистрировать созвучную торговую марку из разных классов товаров (их 65). Именно на почве патентования подобных названий в отдаленных, или не совсем, товарных категориях чаще всего возникают конфликты. Поэтому владельцу определенной ТМ законом разрешено блокировать использование третьей стороной торговой марки. Процедура регистрации торговой марки в Украине занимает примерно 2-2,5 года, но срок действия исключительных прав начинает действовать именно с даты подачи заявки на регистрацию торговой марки. То есть, кто первый зарегистрирует марку, тот и станет ее законным владельцем.
Украинские ритейлеры обычно регистрируют торговые марки на юридических лиц, то есть на компанию, а не ее владельцев. Впрочем, некоторые названия сетей и созвучные торговые марки регистрируют и на конкретных физических лиц — однако эта информация отсутствует в открытых реестрах.
После подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в июне 2014 активизировалась работа по гармонизации законодательства Украины в сфере интеллектуальной собственности с законодательством ЕС. В целом кардинальных изменений не произошло, поскольку с самого начала в 90-е годы оно разрабатывалось в тесном партнерстве с западными коллегами с учетом ряда международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности. Большинство изменений, которые произошли в последние годы, касаются отдельных процедур регистрации и органа, осуществляющего экспертизу и регистрацию.
Почему ритейлеры регистрируют товарные знаки?
По словам Андрея Атаманчука, патентного поверенного Украины и владельца патентно-юридического бюро «ИМЕККО», сети вкладывают значительные средства, время и другие ресурсы в повышение их узнаваемости среди потребителей и партнеров. Кроме того, формируется репутация, которая также ассоциируется с названием и логотипами торгового оператора. Использование другими лицами торговых марок может привести не только к потере клиентов, но и может иметь существенные негативные последствия для репутации, особенно если потребитель получает товары и услуги ненадлежащего качества.
Эксперт подчеркивает, что регистрация названий, логотипов и других обозначений, которые ассоциируются с сетью и ее товарами, позволяет законно бороться и запрещать другим лицам их использование и таким образом защищать собственный бизнес, репутацию и потребителей от некачественных товаров и услуг.
«Целью регистрации товарных знаков, прежде всего, является защита прав компании на использование и распространение товаров или услуг под определенным названием, логотипом, слоганом или другими элементами идентификации бренда. Компания «Эпицентр» как своеобразная динамичная экосистема, постоянно обновляющаяся и трансформирующаяся, активно развивающая эксклюзивные бизнес-решения, например ритейл-концепты, создает уникальные проекты собственных торговых марок и брендов и, конечно же, принимает необходимые меры для защиты от недобросовестной конкуренции, копирования или имитации. Регистрация товарных знаков позволяет более эффективно защищать инвестиции и реализовывать долгосрочные проекты, формируя особую эмоциональную связь с нашими клиентами», — говорит Иван Омельянчик, руководитель направления СТМ сети торговых центров «Эпицентр К».
Есть несколько причин, почему украинские ритейлеры регистрируют торговые марки, но не выпускают продукцию:
- Защита интеллектуальной собственности. Регистрация торговой марки может быть произведена для защиты интеллектуальной собственности и предотвращения использования другими компаниями этого названия для своих товаров.
- Расширение бизнеса. Регистрация торговой марки может являться частью стратегии расширения бизнеса в будущем, когда компания будет готова выпускать свою собственную продукцию. Например, такие марки, указывающие на расширение бизнеса, зафиксированы в названиях компаний «Фокстрот» (ТМ «Фокстрот Подорожі та події»), «АШАН» (ТМ «Гарантована свіжість — Власне виробництво») и т.д.
- Потенциальная продажа. Компания может регистрировать торговую марку с целью продажи ее в будущем.
- Создание препятствий конкурентам. Регистрация торговой марки может быть произведена не только для охраны, но и для препятствования конкурентам использовать данное название для своих товаров.
- Смена планов. Компания могла зарегистрировать ТМ с намерением запустить новую линию товаров, а позже аннулировать этот проект по разным причинам (бюджет, кризис, война и др.). То же касается русскоязычных марок — теперь эти названия неактуальны (например, в сети «АТБ» — ТМ «Сытный ряд», в сети «ТАВРИЯ-В» — ТМ «Блеск и Ведро» и др.)
В целом, регистрация торговой марки может являться частью стратегии компании с целью защиты интеллектуальной собственности и расширения бизнеса в будущем. Однако это не означает, что компании обязаны выпускать продукцию под своей торговой маркой, ведь они могут использовать ее для разных других целей.
«На нашей практике основные прецеденты связаны с конфликтами по использованию торговых марок товаров наших клиентов в ведущих торговых сетях (как оффлайн, так и онлайн). Например, один из наших клиентов, производитель кондитерских изделий и БАДов, обнаружил на полках ведущей торговой сети товары конкурента с аналогичным названием. При этом товары нашего клиента давно на рынке известны потребителям и пользуются устойчивым спросом. Мы обратились в сеть и в результате товары конкурента были выведены из продажи в течение 7-15 дней. Следует отметить, что после нашего обращения конкурент решил зарегистрировать в качестве торговой марки название товара нашего клиента в сочетании с собственным наименованием. Поскольку мы подходим к делу комплексно, подобные действия сразу были обнаружены и заблокированы.
Другие случаи связанные с обнаружением поданных на регистрацию названий популярных товаров нашего клиента, ведущей торговой сетью. При этом подал на регистрацию прямой конкурент. Благодаря своевременному выявлению таких действий, мы смогли заблокировать регистрацию таких торговых марок», — говорит Андрей Атаманчук, владелец патентно-юридического бюро «ИМЕККО».