«Большие сети не уйдут с рынка», — NOVUS о работе во время войны и планах на будущее
Тревожные упоминания о начале войны закономерно изменились мыслями о развитии, планами и новыми проектами ритейлеров. С этого времени компании переформатировали внутренние процессы в соответствии с нынешними условиями. Что же намерены делать торговые операторы в ближайшем будущем? В интервью с Алексеем Панасенко, операционным директором сети NOVUS, читайте об открытии логистического центра, развитии проекта «Мі Маркет» и поставленных целях до конца 2023 года.
— Здравствуйте. Экономисты, футурологи и другие эксперты склоняются к мнению, что мир уже никогда не будет прежним. Если допустить экономические и демографические трудности, с которыми столкнется Украина после войны, изменяет ли Ваша компания сегодня стратегию своего развития на ближайшие годы?
— Да, наша компания тоже пытается прогнозировать, каким будет наше будущее — в частности, в средне- и долгосрочной перспективе. И уже сегодня нужно принимать решения, позволяющие нам сохранить эффективность в будущем. С одной стороны, это чисто технические решения (такие, например, как энергоэффективность), с другой — обеспечение потребностей клиентов при сохранении эффективной работы магазина: расширение предложений формата self-service для клиентов, увеличение ассортимента товаров низкого ценового сегмента, которые становятся востребованными в связи с понижением доходов и покупательной способности населения.
Кроме того, последствия войны, которые мы все ощутим — это увеличение количества людей с инвалидностью в обществе. И уже сегодня мы думаем, как обеспечить для них возможность работы в наших магазинах, где они могут работать, что нужно изменить в организации и обустройстве рабочих мест для их удобной работы, как сделать магазины инклюзивными не только для клиентов, но и для сотрудников.
— NOVUS в большей степени сосредоточен на работе в столичном регионе. По вашим наблюдениям, рынок ритейла Киева восстанавливается? Говорить ли об этом еще очень рано?
— Конечно, о восстановлении рынка говорить рано. По моему наблюдению, этот процесс происходит скачкообразно, в зависимости от ситуации в городе и на фронте. Первым этапом улучшения экономической ситуации в городе был май прошлого года, когда в Киев начали возвращаться жители, выехавшие в период активных боевых действий на окраинах города. Второй — август, когда к началу учебного года этот поток образовался снова, а также пополнился жителями регионов, где до сих пор шли активные боевые действия. В то же время, в октябре-ноябре, с началом атак на энергетическую инфраструктуру, мы почувствовали отток населения.
Сейчас же в период Пасхальных праздников было заметно увеличение клиентов и население города. Но я считаю, что это скорее была разведка, а следующий этап возвращения и роста населения и экономики начнется в июле после окончания учебного года в европейских странах, где находятся в эвакуации многие женщины и дети.
- Недавно Вы открыли новый супермаркет в Киеве — первый с начала текущего года. Дальше экспансия пойдет быстрее?
- Магазин на ул. Тальневской, 2 являлся уже третьим новым торговым объектом NOVUS, открытым с начала полномасштабного российского вторжения. Первый новый магазин мы открыли 1 июля 2022 г. на Керченской площади в столице. Можем считать это началом деоккупации Крыма (улыбается — All Retail).
Что касается программы экспансии, то на сегодня ее нет. Это скорее естественный рост. Мы завершаем начатые ранее проекты и готовим основу для активного послевоенного развития.
- Наблюдаете ли Вы изменение покупательского поведения клиентов? Изменилась ли во время войны структура продуктовых корзин покупателей NOVUS? В чем это проявляется?
- Да, инфляция и снижение реальных доходов населения делают свое дело. Уменьшилось количество товаров в чеке и средняя стоимость одной единицы даже с учетом инфляции. Покупатель активно переходит на более дешевые товары, мигрирует в более низкие ценовые сегменты.
- Как с началом войны перестроилась логистика и процесс снабжения продуктов в сети NOVUS?
- В один день все отлаженные цепи поставок остановились. Транспорт не вышел на маршруты. Логистические компании отдали часть транспорта военным для их нужд. Часть производителей — в большинстве своем с востока страны — прекратили свою работу. Пришлось все восстанавливать практически с нуля.
Главной целью было все же доставлять продукты в Киев. Мы обратились к зарубежным поставщикам, чтобы получить товары с отсрочкой платежей, и они откликнулись. Фактически они отгружали товар почти под честное слово нашего коммерсанта.
Были большие сложности с доставкой товаров в Киев, ведь перевозчики довозили груз до границ и отказывались ехать дальше. А нашим водителям было достаточно сложно уехать за границу. И здесь мы плодно работали с Продкомитетом. Да, мы не могли обеспечить поставки отдельных брендов, но все базовые товары, чтобы люди могли жить, мы завозили. В первые три недели обеспечивали людей самым главным: хлебом, молочными изделиями.
- Товары каких категорий Вы больше всего импортируете из-за границы для замещения продукции отечественных производителей?
- В первую очередь это, конечно, овощи и фрукты. Но мы с нетерпением ждем нового урожая наших фермеров. Также это сок, консервация, бакалея.
- Кроме супермаркетов NOVUS, сегодня в портфеле Вашей компании есть еще около 10 минимаркетов «Мі Маркет». Как вы оцениваете текущее состояние этого проекта? Какие у него перспективы?
- Как и NOVUS, сейчас этот проект находится в состоянии естественного роста. Магазины этого формата были наиболее популярны в период зимнего энергетического кризиса. Кроме того, этот формат легче адаптируется к разным изменениям, даже самым радикальным. Мы по-прежнему верим в перспективность данного формата и ждем времени для его активного развития. А сейчас работаем над оптимизацией ассортимента и внутренних процессов.
- Проект дальнейшего развития франшизы NOVUS пока поставлен на паузу?
- Да, сегодня нет спроса на эту услугу. Ведь NOVUS — это дорогостоящий проект, требующий больших вложений. Сегодня это неактуально для инвестора, ищущего простой и легкий способ дохода.
- «НОВУС Украина» — один из основателей закупочного альянса «Ассоциация региональных сетей» ? Как работает эта организация сегодня и какие задачи она выполняет? И что Вы вообще думаете о подобных коллаборациях?
- Мы являемся членами этой организации. Применительно к ее работе, развитию, целям и задачам нужно спрашивать у ее сотрудников. Мое личное мнение — подобные объединения нужны для того, чтобы региональные ритейлеры могли конкурировать с лидерами торговли в Украине.
- Если война и связанные с ней процессы в экономике затянутся — может ли это повлечь за собой массовое закрытие торговых сетей в Украине?
- Как всегда, в период экономических трудностей наиболее уязвимыми будут мелкие игроки. Не думаю, что большие сети уйдут с рынка. Скорее, начнется процесс оптимизации и сокращения количества магазинов в сети и стране.
- Что в планах Вашей компании на 2023 год?
- Для нас этот год — время переосмысления событий, естественного роста, оптимизации процессов и планирования будущего. Основная задача — подготовить фундамент для активного послевоенного роста. И, как обычно, в фокусе остается наш клиент. Мы думаем, как быть ближе к нему, как обеспечить его потребности сегодня и в будущем. Именно поэтому мы запустили свой интернет-магазин https://novus.online.
Среди того, что можно будет увидеть как физическое воплощение этих процессов, открытие в этом году собственного логистического центра, который объединит наши склады и закроет потребность в полном спектре логистических и складских услуг. Это масштабный и важный проект.
И, безусловно, в наших планах победа Украины.