Опубликовано

Львов — не Краков: как развивается ритейл в наиболее туристических городах Украины и Польши?

Украина еще никогда не была столь актуальной темой в Польше – так же как и Польша в Украине. Если говорить о ритейле на наших с соседом рынках — есть ли здесь общие закономерности? В исследовании GT Partners Ukraine были проанализированы сетевые продовольственные магазины Львова и Кракова. Чем подобны и чем отличаются рынки розничной торговли этих городов?

Аналитики исследовательской компании GT Partners Ukraine взялись за интересный проект – сравнили уровень развития продовольственного ритейла в городах Львов и Краков.

Почему для сравнения были взяты именно Львов и Краков:

● города с примерно одинаковой численностью населения (в Кракове после эмиграции многих граждан Украины проживает уже чуть более 800 тыс. чел., во Львове до начала войны жило около 720 тыс. чел., хотя эта цифра тоже могла вырасти в результате внутренней миграции из охваченных войной регионов);

● города имеют схожий туристический фокус;

● города имеют исторические и архитектурные сходства.

Отметим, что при проведении исследования мониторились исключительно сетевые продовольственные магазины с универсальным ассортиментом. Таким образом, и во Львове, и в Кракове было проанализировано по 14 торговых операторов.

Первое яркое отличие, которое было зафиксировано после проведения анализа, состоит в том,

что общее количество начисленных экспертами магазинов в Кракове почти в два с половиной раза превышает аналогичный показатель во Львове (820 точек против 330 точек). Очевидно, это объясняется тем, что рынок современного ритейла в польском городе начал формироваться гораздо раньше, чем во Львове.

Доминирующим торговым форматом в обоих городах минимаркеты самообслуживания (с площадью торгового зала до 200 кв.м): так, во Львове на них приходится 69%, а в Кракове 81% от общего количества торговых точек. При этом сеть Żabka является безусловным лидером этой розничной концепции в Кракове (почти 500 магазинов), в то время как во Львове в этом сегменте гегемоном является сеть "Близенько«.

Впечатляет также количество дискаунтеров в Кракове — их почти в два с половиной раза больше, чем во Львове. Это и неудивительно: Польша — своего рода Мекка развития магазинов дисконтного формата (только в Кракове работают 60 точек сетей Biedronka, а также заведения Lidl, Netto и Aldi). Во Львове же по сути этот концепт развивает только сеть «АТБ» (чуть больше 30 точек).

Уровень концентрации современных торговых точек в пересчете на число населения в 2 городах еще раз подтверждает отставание Львова от Кракова. Так, на июнь 2023 г. во Львове насчитывалось 5 современных FMCG магазинов в пересчете на 10 тыс. жителей, тогда как в Кракове этот же показатель ровно вдвое больше. В то же время — учитывая, что площадь Кракова вдвое больше территории Львова — уровень насыщенности в столице Галиции составил 22 магазина на 10 км2, а в Кракове — 25 магазинов на 10 км2.

Уровень концентрации современных продовольственных магазинов во Львове

Уровень концентрации современных продовольственных магазинов в Кракове

Так или иначе, эволюция современного ритейла во Львове хоть с опозданием, но во многом повторяет тот же путь, который прошел Краков. Заметим, что через несколько лет количественные сравнительные показатели этого сектора экономики в обоих городах выровняются.