Локальные торговые сети не боятся действовать: ребрендинг торговой сети AIWA во время войны
Изменения в области ритейла — это не просто обновления, а создание совершенно нового опыта для потребителей и значительные инвестиции. Полтора года назад винницкая сеть «Варшава» перешла в концепт фудмаркета AIWA, а недавно компания анонсировала третье крупное обновление в Виннице. В интервью с владелицей сети Наталией Рекутой мы поговорили о перезагрузке торговых точек, его целях и финансовой составляющей. Что побуждало к этому решению и какое оно повлияет на продуктовый ассортимент и потребителей? Об этом читайте в материале All Retail.
День добрый. Полтора года назад сеть магазинов «Варшава» перешла в концепт фудмаркета AIWA. Сейчас ваша компания анонсировала «перезагрузку» уже третьего супермаркета в Виннице. Обновление торговой точки является частью большого ребрендинга? Что побудило Вас к решению провести полную перезагрузку третьего супермаркета AIWA?
За эти полтора года мы осилили еще два масштабных проекта в Виннице — на Хмельницком шоссе и ул. Соборный. В общем запустили три фудмаркета. Мы не большая национальная сеть, а локальная винницкая, поэтому не можем похвастаться поразительными инвестициями, однако уверенно заявляем, что наши маркеты действительно ручной работы.
Третья AIWA не была спонтанным решением, а органическим явлением, логичным шагом в контексте ребрендинга. На пути от замысла к реализации нас затормозила война — и морально, и физически, и материально извлечь полную перезагрузку при таких условиях крайне сложно. Сначала даже отсрочили реконструкцию, а затем все-таки мобилизовали все свои ресурсы.
Вы, вероятно, знаете, что Винницу называют Городом идей. В этом смысле AIWA — настоящий винницкий бренд. Каждый фудмаркет — не просто точка продаж, а своего рода произведение искусства, эфирная идея, воплощенная в материальной локации. Каждый уголок столицы Подолья будто просится на сувенирную открытку. Кроме того, Винница 7 лет подряд боролась за первенство в рейтинге самых комфортных городов Украины. Конечно, маркет в ее сердце должен соответствовать такому имиджу. Рядом дышат седым прошлым Муры, звонят колокола и сверкают купола Спасо-Преображенского собора, неподалеку сторожит легендарная винницкая башня...
Каковы основные мотивы и стратегические цели обновления торговых точек AIWA?
Здесь органически переплелись как личные мотивы, так и объективные. Ради чего Вы просыпаетесь? Кое-кто ради кофе. Я ради дела. Все во мне возмущается против бездействия, я не знаю слова «стоп». Да и природа современного ритейла требует постоянного движения вперед, динамических изменений. Плюс ко всему здание, на первом этаже которого расположен AIWA market, видит этот мир не один десяток лет и нуждается в «поддержке».
Мы были принципиально настроены не на косметический ремонт, а именно на тотальную реконструкцию. Это соответствовало стремлению отойти от формата небольшого, скромного магазина «у дома» с минимальным набором товаров и достичь масштабов полноценного фудмаркета, куда целенаправленно ехал бы потребитель. Не за хлебом, потому что надо до ужина, а за настоящим шопингом — рассудительным, с наслаждением. Поэтому я включила свой внутренний режим демиурга, вдохновляясь предыдущими успешными проектами, привлекла соответствующих специалистов и нажала газ.
Можете ли Вы озвучить объем инвестиций в обновление третьей AIWA? Каковы основные статьи расхода этих средств? Какова будет общая и торговая площадь магазина?
Поскольку техническое открытие фудмаркета состоялось недавно, то пока рано подводить итоги по объемам инвестиций. В течение ближайшего месяца ожидаем изготовления определенных элементов декора, поставку мебели для кафе, торгового оборудования и т.д. Могу только констатировать, что обошлись без кредитов — за счет собственной «подушки безопасности». Сегодняшняя банковская ставка в 22% неподъемна для нас, поэтому мы затянули пояса под самую шею. Не буду обесценивать усилия и вложения — далось тяжело. Усталость нечеловеческая.
Перезагрузка была действительно тотальной, по срокам и средствам она превысила все ожидания. Произошел капитальный ремонт всего этажа здания — как внутри, так и снаружи, плюс подвальное помещение. Даже вынесли и расширили окна, обновили фасад. Осуществили перепланировку, чтобы оптимизировать пространство под новые функции: кухня, кафе, пекарня. Коммуникации, вентиляция, кондиционирование, электричество, компьютерная сеть — все подверглось полной замене или установке с нуля. При этом система водоснабжения и отопления подлежала замене даже в частных помещениях, ведь здание в упадке. Сейчас доделываем стены, должны асфальтировать придомовую территорию для комфортного сосуществования с жильцами дома. Оборудование для выпечки и копчения, кухонная техника, торговая мебель, кассовые аппараты, посуда — все до последней ложки требовало копейки...
При этом, едва преодоленной преградой оказалась банальная нехватка рук. Мужчин нет: все на фронте или по уши в работе на разных объектах. Поэтому мы выжидали неделями.
Отдельная статья расходов — дизайн-проект и работы по отделке. Винничане уже привыкли к высокому креативу от нас, как мы могли не оправдать их надежд?
Работы усложнялись миниатюрными размерами помещения (это у нас самый маленький фудмаркет сети). Все знают, что по масштабам стадиона работать намного легче. Здесь мы вынуждены были включить своего рода «ювелира». Общая и торговая площадь магазина составляет 500 и 300 кв.
Какие конфигурации были внесены в дизайн и интерьер помещения во время реконструкции?
Напомню, что нашу вторую «Айву» на Хмельницком шоссе называют самым музыкальным маркетом Винницы или До-ре-ми-маркетом :) Это был уникальный проект на территории Украины в целом и города в частности. Колоннами бродит невесомая девочка Бенкси — реплика мечтательницы известного британского уличного художника, автора 7 легендарных стенописей в Украине. Некий сторителинг-интерьер. Там мелодия несется прямо из стен и потолка: элегантные изгибы скрипок, белоснежная виолончель, медные трубы и фонтанирующий цитрусами благородный рояль — настоящие музыкальные инструменты стали элементами декора и фишкой локации. Главный месседж: хорошая музыка — как хорошее блюдо: меняет настроение, меняет тебя.
За третьим проектом мы обратились к той же местной дизайнер Юлии Ивановой. И создан он с помощью искусственного интеллекта! Такое вот ноу-хау. Эта AIWA у нас более фантазийная, несколько навеянная бурным настоящим: коты-пилоты, авиаторы, воздухоплаватели — словом, коты-патриоты, мечтатели и летуны. Сплошная милость, но не мимимишная, а забавно-волшебная. Такая себе мечтательно-преодолимая тема. Первые недели как мы открыли свои двери — полет нормальный. Но небанальное галактическое пространство, в котором живут и дышат наши котики, еще ждет доработки: летательные аппараты, тучки, кратеры и другие внеземные формы вскоре украсят свод фудмаркета. А на кирпичных стенах цвета графита расцветут специальные рисунки — изображения живописных винницких локаций. Ультрасовременное пространство для нашей особой, авангардной молодежи.
Смелым решением является и колористика: она вытекает не только и не столько из лого и фирменных цветов, сколько из желания сделать этот неспокойный мир хоть немного ярче, веселее. Некий вызов обыденности. И здесь мы остались верны себе: с нами шоппинг — это искусство, это эмоции и позитив, а не просто рутина покупок. Окрас стен и потолка выполнен в градиенте — от солнечного желтого до сочного салатового и фуксии с уклоном в розовый. Экспрессивно, но зрительно не обременительно. В такой же тональности и рисованные элементы.
Так что #МістоІдей и AIWA приглашают в гости ― напиться красоты сполна!
Как перезагрузка отображается на ассортименте продуктов и услуг? Что нового появится в супермаркете после реконструкции этажа и обновления оборудования? Чем планируете привлекать новых клиентов и поощрять постоянных покупать именно у AIWA?
Во-первых, это кафе в формате Coffee to Go. Кофе с собой — выбор современного человека, тем более в центре, на пересечении деловой и культурной жизни города. Утро винничанина или винничанки начинается с чашки ароматного кофе и вкусности. У нас это жареные пирожки, круассаны, мафины, крендели, ватрушки, рулеты и многое другое.
Пригласили также пицайоло — стремительный темп жизни диктует и этот тренд. Итальянская пицца из печи в других наших маркетах довольно популярна среди горожан.
В общем, наша сильная сторона — свежая выпечка. На Замостье и Хмельницком шоссе люди годами ходят к нам за душистым хлебом и за собственными рецептурами. На эту задачу работает и отдел кулинарии.
Особое внимание уделили фреш-зоне: только качественное, свежее и спелое. Слушайте, но Привоз нет такой свеженькой красоты, как в «Айве»! Это не только экзотические «гости» из разных уголков мира. Мы без устали выискиваем сезонные овощи и фрукты именно от местного производителя: крупных и мелких фермерских хозяйств ― локальных крафтовых. Это в соответствии с уникальной программой развития аграрного сектора и продовольственной безопасности города, разработанной нашими местными чиновниками. Так что не остаемся в стороне в контексте поддержки винницкого агрария.
Поскольку у нас нет собственных складских помещений (в отличие от большого ритейла), то фрукты и овощи у нас не успевают портиться — все всегда свежее, быстро покупают.
Отдельная тема, привлекательная для потребителя, наша гибкая ценовая политика и разветвленная система скидок. Регулярные и сезонные акции, секретные штрихкоды для фолловеров, новинки и особые предложения — за этим к нам едут иногда даже из окраины Винницы.
Каковы планы по возвращению инвестиций в реконструкцию, учитывая войну и спад потребительского спроса?
Ни для кого не секрет, что главный источник инвестиций в развитие ритейла — кредиты. Не успели мы остыть после пандемии, как с начала полномасштабного вторжения банки прибегли к более жесткой политике кредитования. Это и пересмотр ставки по проценту, и новые условия для получения ссуды. Конечно, банковские учреждения стремятся обезопасить себя от рисков, но понятно, что эти риски берем на себя мы — ритейл.
Тем не менее, мы не отказались от своих планов и нашли средства. Ведь нет лучшего времени для действий, чем здесь и сейчас. Пока оптимисты катят этот земной шар, пессимисты плетутся рядом и жалуются, куда катится этот мир. Я лично выбираю режим оптимизма и поколения. Думаю, наши усилия будут иметь результат. Но возврат инвестиций ожидаю не раньше чем за 3 года — это оптимистический сценарий, 5 лет — пессимистический. Прекрасно отдаю себе отчет, что это в большей степени будет зависеть от текущей ситуации на фронте и в стране в целом.
Мы столкнулись не только со спадом потребительского спроса и соответственно уменьшением минимального чека, но и с тотальным дефицитом персонала. Отток рабочей силы за границу через войну дает о себе знать для всей сети, тем более для запуска новой точки. А мы стремимся удерживать качество услуг на достойном уровне. Это, в первую очередь, касается позиций таких как: повар, пекарь, кондитер, бариста, пиццейола и т.д. А ведь хочется привлекать в свою команду лучших! Чтобы каждый хлеб был испечен с добром в сердце и умением в руках, чтобы каждый чашечка кофе был как для себя. И хочется создать такие условия, чтобы ценности компании стали простыми и понятными правилами жизни для всех сотрудников, а они нашими попутчиками на длительное время.
Также в силу объективных обстоятельств мы несколько обуздали собственные амбиции и сократили объем запланированных инвестиций. Решили даже отказаться от громких торжеств и торжеств. Если перезагрузка первого фудмаркета AIWA отмечали с ценными призами и анимацией — это действительно было событие в Виннице, а во втором на открытии прямо посреди зала звучали живые мелодии скрипки в исполнении артиста Винницкой областной филармонии, то наши третьи новости отметили небольшими ценами. товары, мгновенные подарки за чек, скидка на пиццу для фолловеров и т.д.
Каковы дальнейшие планы компании на конец 2023 и 2024 гг.?
Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах... Наверное, сегодня не стоит заглядывать слишком далеко в будущее. Будем откровенны с собой и с вами: пока план-минимум — выстоять, выжить. Да, мы амбициозны, поэтому лелеем планы масштабироваться. Но давайте сначала победим!