Опубликовано

«Если сделаем все правильно, то станем частью таких монстров, как Danone и Nestle» — интервью CEO компании IDS Ukraine

Производитель «Моршинской» за неполный год планирует выпустить 340 млн бутылок. До довоенных продаж нужно нарастить 15% этих объемов, рассказывает генеральный директор IDS Ukraine Марко Ткачук в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes. Как производитель планирует развиваться в условиях войны и дискуссий вокруг акционеров компании

Марко Ткачук — топ-менеджер с 24-летним опытом. В начале своей карьеры он работал региональным директором в Украине испанской компании по производству полуфабрикатов Gallina Blanca. В 2004 году Ткачук стал директором по продажам крупнейшего производителя бутилированной воды в Украине IDS Ukraine, а затем занял должность генерального директора компании. IDS выпускает известные марки воды «Моршинская», «Миргородская» и "Аляска«.

В 2022 году Бюро экономической безопасности арестовало корпоративные права россиян-акционеров холдинга IDS Ukraine, в который входят Моршинский завод минеральных вод «Оскар», Миргородский завод минеральных вод, дистрибуционная компания IDS и оператор доставки воды "ИДС Аква Сервис«.

Среди акционеров компании — Михаил Фридман и партнеры, являющиеся также совладельцами «Альфа-Групп». По итогам 2022 года выручка компании снизилась на 18%, до 4,6 млрд грн.

В 2023 году по итогам конкурса управляющим арестованных корпоративных прав стала компания «Карпатские минеральные воды». Она входит в тройку крупнейших игроков на рынке минеральной и бутилированной воды. С результатами конкурса IDS Ukraine не согласилась и обвинила «Карпатские минеральные воды» в рейдерстве.

Какую выручку ожидает компания IDS по итогам 2023-го, на сколько выросла доля ее продуктов «Лимонады» и энергетика «Воля» на рынке и чего ожидает компания в следующем году.

О рынке воды и IDS в 2024 году

Довоенный рынок бутилированной воды в Украине насчитывал 2,1 млрд л. Сейчас объем рынка на 20–30% меньше — 1,6–1,7 млрд л бутилированной воды. В 2024 году он может увеличиться, по меньшей мере, на 7–9%. Главная причина — тенденция возвращения до 1 млн украинцев из-за границы в Украину. Денежный рост тоже будет, но за счет инфляции.

Выручка компании IDS Ukraine выросла до 20% в 2023 году по отношению к прошлому году, по некоторым позициям — на 24%. Потребитель «Моршинской» — женщины 25–45 лет. Это самый большой кластер, уехавший из Украины. Сейчас мы вернули свои рыночные позиции за счет того, что количество гражданских мужчин, потребляющих бутилированную воду, увеличилось.

Если в 2021 году мы продавали 430 млн бутылок «Моршинской», а в 2022-м — 309 млн, то в этом году выходим на 340 млн. Нам остается 15% до довоенных продаж.

О бизнесе после потери Borjomi

Ранее IDS Borjomi была гомогенной организацией с основным брендом Borjomi. После начала широкомасштабного вторжения эта структура развалилась, и мы стали независимой от остальной организации единицей. Borjomi мы не продаем с конца 2022 года, даже как дистрибьютор. Мы перестали быть частью этой организации, но у нас есть общие акционеры.

Продажи Borjomi давали нам 30% прибыли. Если он был $20 млн, то $6 млн из них — это вода Borjomi. Поэтому перед менеджментом стала задача заменить большой «кусок» ушедших от нас денег. Мы не могли взять внешнее кредитование, потому что вся эта «возня» вокруг компании закрыла возможности внешнего финансирования через украинские и иностранные банки.

И нам нужно было что-то делать, чем-то заменить Borjomi. Не это стало причиной запуска энергетика «Воля» и «Лимонады», но они стали одним из факторов, повлиявших на закрытие образовавшейся у нас финансовой дыры. И довольно удачно. Задачей команды было наращивание производительности компании.

О трансформации компании

Компания IDS радикально изменила концепцию развития в 2018 году, когда было принято решение двигаться в сторону напитков. Мы ориентировались на США и Китай, где каждый год на рынок выходят десятки тысяч новых напитков. Из них выживают 2000–3000, а звездами становятся два-три новых бренда напитков.

IDS — одна из трех в мире компаний, которая добилась успеха только на белой минеральной воде. В 2019 году мы начали движение в сторону безалкогольных напитков. Концепция была построена на расширение линейки, но структура IDS Borjomi не была готова. Мы привыкли поставлять на рынок большие объемы воды и не умели делать маленькие вещи. Для этого нужно было существенно трансформировать компанию, переделать процессы, которые должны поддержать инновационное направление, исследовательский дух.

До этого момента у нас никогда не было направления новых продуктов. Мы только меняли этикетки, наклейки, бутылки. Затем пришел COVID-19, который нас закалил, а затем — война, изменившая планы. Но у нас остались возможности экспериментировать.

Об IDS через пять лет

IDS через пять лет — лидер рынка газировки и напитков, который будет входить в десятку европейских компаний, продающих напитков. Если мы сделаем все правильно, то IDS станет частью таких монстров, как Danone и Nestle.

Я пришел в компанию в 2004 году с тем, что через три года эта компания должна быть в два раза больше. Эту штуку мы еще не реализовали, но можем реализовать.

О частях рынка, которые удалось занять с энергетиком «Воля» и лимонадом

Энергетик «Воля» — продукт, который мы придумали уже в начале войны. Его у нас не было в стратегических планах. Его цель — запустить востребованный на рынке и среди военных продукт. В настоящее время IDS Ukraine имеет 1,1% рынка энергетических напитков в Украине. Несмотря на то, что запустились на месяц позже, чем планировалось, план выполняем.

"Моршинская Лимонада" — это не совсем новый для нас продукт, но он расширяет линейку «Моршинской». Заняли 3–4% доли рынка. Конкуренты очень возбуждены и с нами воюют.

У нас есть в рукаве еще один интересный продукт, запустим его весной 2024 года. Мы уже откатали схему и понимаем, что будет работать. Рассчитываем, что доля дополнительных продуктов в портфеле компании составит 30% к 2027 году. Но чего точно не будем делать, так это не планируем заходить в нишу алкоголя в ближайшее десятилетие.