Опубликовано

53 000 курьеров, €85 млн инвестиций в Украину — то происходит с сервисом доставки Glovo после пяти лет работы в Украине

Теги:
Glovo
инвестиции
сервис доставки
Фото:
Wiadomosci Handlowe

Около 40% работы сервиса доставки еды Glovo в Украине выпало на полномасштабную войну, говорит CEO украинского офиса Марина Павлюк. Несмотря на это, состоянием на осень 2023-го стартапу быстрой доставки удалось превысить довоенные темпы. Чем он живет сейчас

«С момента выхода на рынок в октябре 2018 года компания Glovo инвестировала €85 млн в Украину», – говорит соучредитель компании Саша Мишо во время пресс-бранча со СМИ в Киеве в октябре 2023-го.

По случаю пятилетия в Украине топ-менеджмент поделился результатами работы компании. Forbes выбрал главное из разговора с Мишо и CEO Glovo в Украине Мариной Павлюк.

Темпы Glovo в Украине

Украина – четвертый по объему рынок для Glovo. «Год к году мы закладываем десятки процентов роста. 90% довоенных темпов в ноябре 2022-го – классно. Однако только в марте мы вышли на 100% объемов», – говорит Павлюк.

В 2021 году в среднем один пользователь Glovo в Украине делал примерно 10 заказов еды в год. В военном 2022-м этот показатель опустился до 6,6 заказов, рассказывает Павлюк. «Мы просели. Лишь где-то к концу 2022 года мы начали восстанавливаться. 6,6 – цифра, которой я горжусь», – добавляет она.

Довоенные темпы удалось немного превысить уже в 2023 году. «35–40% нашего существования в Украине пришлось на войну», – отмечает она. По состоянию на октябрь украинец в Glovo заказывает доставку около 10,3 раза в год. «Тот путь, который европейские страны проходили десятилетиями, мы прошли через два или три года. Частота заказов у нас почти одинаковая», – объясняет Павлюк.

Выручку украинского бизнеса и долю Glovo на рынке Павлюк не комментирует. С начала 2023 года компания растет до 5% ежемесячно, добавляет она. «Сейчас мы лидеры рынка», – уточняет Павлюк

Что чаще всего заказывают украинцы

Последний рекорд по количеству заказов пришелся на начало сентября. «За один день мы выросли на 25% по заказам. Мы не могли понять, что происходит. История в том, что люди стали больше ценить маленькие радости», – объясняет Павлюк.

Самые быстрорастущие категории доставки – специфические, говорит Павлюк. Каждый третий заказ в Q-Commerce – зоотовары. Каждый пятый – цветы. В то же время за последние 12 месяцев возросло количество заказов на детские игрушки. «Моему сыну полтора года, поэтому я оценила еще и эту сторону Glovo», – смеется Павлюк.

Также среди украинцев растет спрос на «заканчивающиеся в неуместный момент товары», добавляет она. «Речь идет о личной гигиене. К примеру, презервативы», – объясняет она.

Сколько Glovo инвестировала в украинский бизнес

«До войны Украина была одним из четырех самых мощных рынков. Затем началась война. Однако после перезапуска Украина – снова один из приоритетных рынков», – говорит Мишо. С мая 2023 года инвестиции Glovo в украинский сегмент бизнеса выросли на €5 млн – до €85 млн, добавил он. Компания также проинвестировала около €800 000 в социнициативы: разминирование, поддержку благотворительных фондов, малого бизнеса и волонтеров.

Большим европейским технологическим предпринимателям необходимо демонстрировать, что Украина остается важным игроком на рынке, считает Мишо. «Нужно увеличивать их осведомленность. Тогда здесь действительно будет успешный бизнес», – говорит он.

Армия курьеров

В 2018 году сервис запускался с 15–20 курьеров, вспоминает Павлюк. По состоянию на октябрь 2023 года с желтыми рюкзаками в Украине – около 53 000 человек. «У нас небольшая армия курьеров. Более 50 000 человек сделали как минимум одну доставку за эти пять лет», – добавляет она.

Glovo – предприятие критической инфраструктуры

С момента запуска компания уплатила в госбюджет более €20 млн налогов. «Мы были признаны правительством критическим предприятием», – сказала Павлюк. Благодаря этому компания уже забронировала от мобилизации до 12 сотрудников.

В фокусе – топ-менеджмент, вынужденный выезжать в главный офис в Барселоне. «Украина всегда была центром региона Восточной Европы и Центральной Азии. Туда входят Казахстан, Кыргызстан, Армения и Грузия. Наши четыре региональных директора – украинцы. Началась война, и это повлекло за собой проблемы», – сказала Павлюк.

Саму процедуру гендиректор оценивает положительно. «Вопросов к ребятам на границе не было», – добавила Павлюк. Однако бронирование не панацея, говорит она.

Инвестиции во внутренние проекты

В Украине компания создала так называемые облачные кухни – кухонное помещение, где готовят только на доставку – и дарксторы – супермаркет для доставки. Для запуска одной облачной кухни в Украине Glovo тратит около €200 000. Всего таких локаций семь. Шесть в Киеве и одна в Днепре, говорит Павлюк.

Запуск одного даркстора стоит вполовину дешевле – €100 000. Таких пунктов в Украине 12. В каждом магазине – до 3000 позиций товаров.

Миллиардный рынок

«Если экономически ситуация будет складываться, как сейчас, рынок доставки Украины может достичь €2 млрд», – делится своими прогнозами Павлюк. На такой показатель Украина выйдет в течение пяти лет, считает она.

Поскольку Украина больше по объему населения, в отличие от европейских стран, Glovo только в самом начале своего пути, убеждена Павлюк. «Глобально компания еще не прибыльная. Это инвестиционный рынок», – добавляет Мишо. «Каждый евро, который мы инвестируем в Украину, в разы эффективнее, чем в другие страны», – говорит Павлюк