Опубликовано

«АТБ-Маркет» резко сократил темпы экспансии. Почему это произошло и когда компания может восстановить довоенное расширение сети?

В течение многих лет продовольственный оператор «АТБ-Маркет» был лидером среди украинских ритейлеров по темпам экспансии. Каждый год сеть магазинов АТБ росла на десятки объектов, а компания наращивала собственное присутствие во всех регионах Украины. Почему лидер украинского рынка продовольственного ритейла резко сократил темпы экспансии и планы на ближайшее будущее?

Годы активной экспансии позволили АТБ со временем вытеснить с первой позиции компанию Fozzy Group и в дальнейшем ежегодно наращивать долю на украинском рынке продовольственного ритейла.

В 2019 году количество торговых объектов АТБ-Маркета впервые превысило отметку в 1000 магазинов, а на конец 2021 года сеть объединяла уже 1314 магазинов.

Как видим, в определенные годы, в том числе в 2020 и 2021 гг., предшествовавшие российскому вторжению, количество открытых новых магазинов АТБ превышало 100 в год.

Начало 2022 перечеркнуло планы большинства украинских ритейлеров. Полномасштабное вторжение и интенсивные боевые действия повлекли за собой разрушение или повреждение значительного количества магазинов и логистических объектов, также большая часть оказалась на оккупированных территориях. Лидеры украинского рынка — «АТБ-Маркет» и Fozzy Group — потеряли наибольшее количество торговых объектов.

В частности, АТБ-Маркет потерял около 200 магазинов (разрушены, существенно повреждены или оказались на оккупированной территории). И если до 2022 года компания ежегодно и ежеквартально занимала лидирующие позиции по количеству новых открытых магазинов, то в 2022 году число открытых магазинов существенно сократилось.

А в первой половине 2023 года «АТБ-Маркет» впервые за длительное время не попал в ТОП-5 сетей по количеству открытых новых магазинов.

Так, в январе-июне 2023 года АТБ открыл всего 10 новых магазинов (для сравнения — в 2021 году за такой же период было открыто 40 новых объектов). В то же время второй по количеству магазинов и товарооборотом отечественный ритейлер Fozzy Group расширил в первом полугодии 2023 г. свою сеть на 17 магазинов.

Почему лидер украинского рынка продовольственного ритейла резко сократил темпы экспансии и планы на ближайшее будущее?

Артём Ретин, управляющий партнер компании Retail.Pro, убежден, что полномасштабное вторжение перечеркнуло планы по расширению как АТБ, так и других отечественных ритейлеров. И причина не только в том, что значительная часть магазинов сетей оказалась в оккупации или в зоне боевых действий. «По моему мнению, развитие АТБ, как и большинства национальных сетей, остановила война. Множество ресурсов идет на поддержку и развитие существующей сети, а также помощь армии. К этим двум причинам прилагается тотальная проблема с отсутствием персонала, особенно мужских профессий», — говорит эксперт.

Артём Ретин, управляющий партнер компании Retail.Pro

Артем Ретин, управляющий партнер компании Retail.Pro:

«Понятно, что при выборе локаций будут выбираться максимально безопасные места и это касается не только смещения акцента развития сетей на Западную Украину. Сейчас даже в относительно безопасных регионах ритейл учитывает потенциальные риски размещения новых торговых точек возле стратегических или военных объектов.

При этом есть такие прифронтовые города как Днепр, где ликвидная торговая недвижимость (за счет переселенцев-ритейлеров) имела повышенный спрос уже с апреля 2022 года. Скажу больше — за последние полгода мы возобновили строительство трех среднеразмерных комплексов в Харькове, и все они пользуются спросом у арендаторов. Единственное, что точно изменилось — локальные игроки стали более гибкими и эффективными, при этом финансовые условия у них гораздо более интересны, чем предложение национальных операторов».

Об этом в свое время говорил и Генеральный директор Корпорации «АТБ» Борис Марков в интервью Forbes весной 2022 года. «Мы стараемся сохранить ключевых сотрудников. Но война заставляет принимать непопулярные решения. Мы прекратили трудовые отношения с определенной частью сотрудников. В основном это работники неработающих магазинов и распределительных центров, к которым не было доступа. Еще около 4500 работников собственноручно написали заявления на увольнение, потому что уехали за границу. Более 2000 сотрудников с начала военных действий пошли защищать нашу страну», — рассказывал тогда ТОП-менеджер.

Говоря о потере мощностей компании и общем убытке, CEO АТБ отмечал: «Полностью или частично уничтожены два ключевых распределительных центра (РЦ), которые находились в Киевском регионе. Они обслуживали Киевскую, Черниговскую области и центральную Украину. Полностью был разрушен наш РЦ на 25 000 кв.м, второй — наполовину Еще один распределительный центр, находящийся на территории Херсонской области, с первых дней войны попал на неподконтрольную территорию, а харьковский РЦ из-за близости к боевым действиям работает на 20–30% от своей мощности. на оставшиеся распределительные центры. Они работают с экстремальной нагрузкой — в 1,5 раза выше, чем пиковая нагрузка на Новый год».

«Во время моих рабочих поездок после начала полномасштабной войны, когда другие сети уже возвращались в той или иной степени к открытию магазинов, я видел в разных областях страны (включая относительно спокойные западные) «замороженные» строительства АТБ. Сегодня ряд этих объектов достраивается или в них уже запустились магазины, но далеко не все. И отличие этой динамики от конкурентов становится все более разительным», — говорит Денис Пиддубский, директор по развитию сети Flowers.ua, соучредитель Службы развития ритейла.

Денис Пиддубский, директор по развитию сети Flowers.ua, соучредитель Службы развития ритейла

Денис Пиддубский, директор по развитию сети Flowers.ua, соучредитель Службы развития ритейла:

«По моему мнению, причина замедления экспансии кроется в специфической бизнес-модели АТБ. Если большинство торговых сетей Украины открывает магазины в арендованных помещениях, лидер продуктового сегмента рынка чаще всего выкупает их или строит с нуля. Таким образом, во-первых, при каждой масштабной оккупации территории страны АТБ надолго теряет сотни миллионов гривен, вложенных там в покупку или строительство объектов, а во-вторых, при их восстановлении после деоккупации или обстрела сеть может рассчитывать только на собственный финансовый ресурс, в то время как в восстановлении арендованного объекта значительную (если не основную) участвуют арендодатели (чаще разные для разных объектов). Готовы ли владельцы и ТОП-менеджмент АТБ в такой непредсказуемой, высокорисковой ситуации инвестировать новые сотни миллионов в восстановление и строительство магазинов, предпочитают ли пока не торопиться? Тем более что это второй колоссальный удар после 2014 года, и первые потери пока так и не были восстановлены».

Так или иначе, столкнувшись с указанными трудностями, «АТБ-Маркет» существенно сократил темпы экспансии — в 2022-2023 годах пока открыт 41 новый магазин, из них 27 в 2022 году и 14 — в первые 9 месяцев 2023 года.

В региональном разрезе за открытиями по понятным причинам доминирует Западная Украина — здесь появилось 27 новых магазинов АТБ. В Киеве и Центральной Украине было открыто по 4 новых АТБ. В Северной Украине появилось три новых дискаунтера, а в Южной — два.

Можно сказать, что АТБ-Маркет приспосабливается к новым реалиям, и, учитывая масштабы компании и логистическую составляющую (оператор представлен во всех регионах), поддерживать довоенные темпы развития пока невозможно.

Впрочем, Артем Ретин убежден, что отечественный ритейл уже хорошо адаптировался к войне и продолжит развиваться, невзирая на все сложности. При этом эксперт отмечает, что развитие розничной торговли можно ожидать и в прифронтовых регионах, учитывая, что спрос возобновляется.

Относительно перспектив «АТБ-Маркет», эксперт уверен — компания может восстановить интенсивную экспансию, если такое решение будет принято, и это не обязательно произойдет уже после завершения интенсивной фазы войны: «Как только АТБ решит полноценно возобновить развитие — они с легкостью наверстывают утраченное за последние два года. Преимущество таких мощных сетей состоит в том, что они самостоятельно могут формировать новые торговые зоны, не привязываясь к уже существующим локациям».