Рынок food-ритейла в Украине в 2023 году: как оказалось, все не так и плохо
По состоянию на конец декабря 2023 г. общее количество магазинов крупнейших food-ритейлеров, работающих в Украине, составило уже около 7500 магазинов семи различных форматов (супермаркеты, магазины у дома, минимаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, cash&carry и деликатес-маркеты).
Такие данные приводятся в новом отчете «Рынок ритейла Украины: ТОП 185 торговых операторов FMCG по количеству магазинов за 2023 г. Прогнозы развития ритейлеров в 2024 году», подготовленном компанией GT Partners Ukraine.
Таким образом, прирост общего количества магазинов в стране по сравнению с концом 2022 г. составил 10,1%.
За 12 месяцев 2023 года в Украине сетевые продовольственные операторы Украины открыли 790 магазинов, при этом 662 из них были совершенно новыми, а остальные изменили вывеску другой торговой сети в результате процесса ребрендинга или открытия на месте магазина другого оператора. Для сравнения отметим, что в 2022 году было открыто 602 магазина, из них совершенно новыми были 525 торговых точек.
Впрочем, отмечают аналитики GT Partners Ukraine, отечественному рынку food-ритейла еще достаточно далеко до показателей экспансии, которые были зафиксированы в последние довоенные годы.
Как оказалось, по итогам 2023 г. больше новых магазинов открывали не всем известные традиционные лидеры рынка, а локальные операторы (а сеть «АТБ» вообще впервые за многие годы не попала в список ТОП-5 операторов по количеству новых открытий).
Наиболее активным оператором на украинском рынке розничной торговли FMCG товарами в 2023 г. стала франчайзинговая сеть «М’ясомаркет» (Киев). Этот относительно молодой оператор в указанный период открыл 76 торговых точек и нарастил общее количество магазинов до 269 объектов.
На второй позиции по количеству открытых точек идет западноукраинская сеть магазинов «Сім23» (Луцк), сдавшая в эксплуатацию 70 маркеров. Отметим, что в конце 2022 г. компания начала реализовывать проект новых торговых точек под брендом «Сімі», а уже с начала текущего года объекты под этим названием начали активно открываться в разных областных центрах Западной Украины. В целом, по состоянию на конец декабря 2023 г. под управлением компании находилось 234 торговых объекта современного формата.
Компания Fozzy Group (Киев) открыла в 2023 г. 53 новых объекта. В общей сложности общее количество магазинов, входящих в группу компаний Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора», Thrash!, Fozzy, Le Silpo, Favore, Foodpod), на конец декабря 2023 г. составило 768 торговых точек — компания сохраняет второе место в рейтинге крупнейших FMCG ритейлеров страны по количеству магазинов.
Как и в прошлом году, в период с января по декабрь 2023 наиболее новых FMCG магазинов (почти 37% от общего количества открытий) открылось в Западной Украине (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черновицкая, Закарпатская области). Причем популярность этого региона начала набирать обороты, начиная со второй половины 2014 г., и во многом связана с сокращением количества открытий новых магазинов в Восточной Украине.
Во внутрирегиональном разрезе больше новых магазинов, открытых в Западной Украине в 2023 г., появилось во Львовской области.
На второй по привлекательности для экспансии food-ритейлеров позиции идет Центральная Украина (Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области), где в 2023 г. было открыто чуть менее 19% от общего количества новых маркеров.
Следующей по активности экспансии ритейлеров была Восточная Украина (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Донецкая и Луганская обл.) в которой было открыто чуть более 100 магазинов, что соответствует 14% от общего количества открытий торговых точек в 2023 г. Но здесь стоит уточнить то, что в отношении Восточной Украины часть этих открытий пришлась на экспансию в неподконтрольных сейчас населенных пунктах Донецкой и Луганской областей.
Что касается отдельных областей Украины, то самыми популярными среди ритейлеров в 2023 г. (без учета Киева) стала Львовская область (здесь за указанный период открылось 9,6% от общего количества новых магазинов). Следующими в список наиболее привлекательных регионов вошли Ивано-Франковская (7%), Киевская (6,8%) и Винницкая области (6,2%).