Семейная компания «Родинна ковбаска»: «Мы не просто большой ритейлер, мы мощный производитель»
Работать в многозадачном режиме, развивать бизнес и предоставлять рабочие места, следуя стратегии — ежедневная задача для большинства компаний мира. Однако украинские реалии требуют чрезмерной гибкости из-за рисков, которые несет война. О результатах работы в 2023 году мы поговорили с Олегом Бараном, СЭО семейной компании «Барком», известной своей торговой маркой «Родинна ковбаска». Сегодня «Барком» развивает новое для себя направление «Родинна пекарня», онлайн-продажи и активно занимается франчайзингом. Поэтому главной задачей компании на 2024 год является экспансия сети. О том, как живет предприятие во время войны, сохраняет маржинальность и что нового замечает в потребительском поведении читайте в интервью.
День добрый. Если допустить экономические и демографические трудности, с которыми столкнется Украина после войны — изменяет ли Ваша компания уже сегодня стратегию своего развития на ближайшие годы?
Мы всегда пытались диверсифицировать риски для бизнеса по возможности. Есть несколько векторов на ближайшее будущее, но все очень сильно будет зависеть от течения войны.
Что касается демографических трудностей, мы уже сейчас активно работаем в поиске путей адаптации и привлечения к работе у нас ветеранов и людей с особыми потребностями. Эти шаги делаем не сами, а целым бизнес-сообществом.
Изменились ли за последние годы предпочтения Ваших покупателей? Насколько, по вашему мнению, развита культура потребления мяса и мясопродуктов в Украине? Отличаются ли потребительская культура и интересы украинцев от, например, поляков?
Употребление мяса и колбас у нас в культурном коде, и это с нами точно останется надолго. Однако стоит отметить, что в последние годы мы видим большой тренд к увеличению покупок уже готовых к употреблению блюд — эта европейская тенденция затрагивает и нашу страну, хотя и пока в меньшей степени.
Также стоит заметить, что украинцы явно не богатеют, поэтому выбор усредненного потребителя все больше стремится к низкому ценовому сегменту.
Относительно отличий от поляков — их немного, но есть. В Польше предпочитают мясо и копчености, меньше едят вареных колбас. И, как ни странно, еще больше, чем украинцы, любят экономить.
Какая процентная доля приходится на онлайн-продажи в общей выручке Вашей сети?
Это направление у нас очень молодое и фактически в нормальных условиях без экономических кризисов еще не могло себя проявить. Однако он показывает очень хорошую динамику и в последние месяцы регулярно перевыполняет планы продаж, которые перед ним ставятся. Тем не менее, это еще не тот период его развития, чтобы мы измеряли эти результаты в отношении результатов полутора сотен магазинов. Мы видим в нем будущее и активно инвестируем в разработку специальных продуктов для доставки и популяризации самого сервиса.
Инфляция сегодня съедает львиную долю доходов торговых сетей? Как выживать и сохранять маржинальность в таких условиях?
Мы не просто большой ритейлер, мы мощный производитель, и это позволяет нам контролировать маржинальность более эффективно. Сегодня мы вкладываем в производственные мощности и автоматизацию процессов, оптимизируем затраты.
Как себя чувствует относительно молодое направление компании — «Родинна пекарня»?
Как производитель, «Родинна пекарня» постоянно наращивает обороты, имея гигантский ассортимент продукции как для сети «Родинна ковбаска», так и для другого B2B-сектора. Также бренд развивается в формате самостоятельной сети, работающей на миксе ритейла и HoReCa: сейчас уже работают три таких заведения во Львове.
В вашей сети сегодня около 160 точек, сколько из них франчайзинговых объектов? Сколько франчайзи среди Ваших партнеров? Сколько точек имеет самый большой франчайзи? Сколько франчайзинговых точек появилось за годы войны?
Мы давно развиваем это направление бизнеса, около трети наших магазинов работают по франшизе. Всего есть сейчас 12 франчайзи, самый большой из которых имеет 10 точек и работает с нами уже много лет.
Во время войны были закрытия по понятным причинам, а новых точек мы пока не запускали, хотя с осени 2023 г. имеем много запросов на сотрудничество по франшизе. Планируем в этом году качественно восстановить это направление.
Какие каналы коммуникации с потребителем Вы считаете сегодня наиболее эффективными в Украине?
В этом вопросе, я думаю, мы не будем уникальными — эффективными каналами коммуникации являются социальные сети и собственная программа лояльности. Хотя мы используем достаточно широкий маркетинг-микс, чтобы охватить как можно больше нашей целевой аудитории.
Какие основные приоритеты стоят перед компанией на 2024 год?
1. Активная экспансия собственной и франчайзинговой сети.
2. Еще большее развитие B2B-продаж как в Украине, так и на экспорт.
3. Помощь ветеранам ВСУ.