Алексей Соболев: «Качество и безопасность при использовании — это must have для работы на европейских рынках»
Главное бизнес-событие украинского ритейла и производства товаров, состоявшаяся 18-19 апреля 2024 г. конференция FoodNonFoodMaster&CatManMaster-2024, собрала более 550 ТОП-менеджеров, ключевых специалистов розничных сетей и компаний-поставщиков.
Ключевой темой конференции Food&NonFoodMaster-2024 стала тема развития и поддержки украинского производителя и выход украинского бизнеса на новый уровень. Украинский ритейл, представленный ведущими сетями Украины, подчеркивал необходимость сотрудничества с отечественными производителями и делился своим опытом устойчивой поддержки национального бизнеса.
AFINA Group, как владелец украинского бренда «Вухастик», в своем выступлении на конференции, поддержала такую тенденцию, добавив, что продукция Made in Ukraine должна стать синонимом качества на международном уровне. «Бренд украинское действительно имеет все шансы стать знаком качества для всего мира», — считают в компании.
Более подробно об этом в интервью AllRetail рассказал Алексей Соболев, директор по развитию AFINA Group.
Алексей, во время вашего выступления на XV Международной практической конференции Food&NonFoodMaster-2024 Вы выразили мнение, что украинская продукция должна стать знаком качества на международном рынке. Можете ли рассказать больше об этом?
Да, конечно. Мы считаем, что продукция Made in Ukraine может стать синонимом качества на международном уровне. В нашей стране много профессиональных решений, креативных идей и немало ответственных производителей, которые руководствуются не сугубо одномоментными выгодами, а действительно вкладываются в исследования, разработки и в производство качественной продукции. Да, это требует инвестиций и дополнительных расходов, но те, кто хочет играть на этом рынке «в долгую», это понимают и очень ответственно к этому относятся. К сожалению, именно кризисы часто открывают нам глаза и заставляют иначе смотреть на многие вещи. Война в нашей стране на время немного стерла границы, заставила многих бизнесменов осознать новые смыслы. Именно поэтому в своем выступлении я отметил необходимость развития украинских брендов на международных рынках, и это должно быть не сугубо вызовом для отдельных компаний — это должно стать общей национальной идеей для украинских производителей и государства.
Почему сейчас актуально говорить о развитии экспорта украинской продукции?
Несмотря на ситуацию в нашей стране и в целом на текущие мировые реакции по экспорту украинских товаров, это актуальная задача для бизнеса и государства в целом. Потому что сейчас мир знает Украину, как никогда. Знает, к сожалению, благодаря войне, а должен открыть для себя как современное, технологически развитое государство. Государство может быть не только примером устойчивости, но и примером быстрых экономических и социальных трансформаций. Восстановление страны и развитие экономики — наша главная задача на ближайшие времена, и увеличение доли экспорта — это существенная помощь в этом.
Как AFINA Group планирует способствовать этой идее?
Мы считаем, что создание достойного имиджа для украинских брендов за пределами страны является важным этапом развития экспорта украинской продукции. Представьте, продукция, которую мы производим, не просто равна, но часто превосходит по своим свойствам аналоги транснациональных производителей. Поэтому нам действительно есть чем гордиться. К примеру, наш бренд «Вухастик» уже успешно представлен на рынках некоторых стран Европейского союза, и мы планируем расширить свою деятельность на другие территории.
Как вы видите будущее украинской продукции на международном рынке?
Мы уверены, что качественная продукция украинских производителей обладает большим потенциалом и возможностью занять достойное место на полках европейских и международных торговых точек. Украинские производители уже сейчас демонстрируют готовность конкурировать с европейскими партнерами по качеству и цене, а также активно внедряют международные стандарты качества и сертификации. Это позволяет им успешно выходить на новые рынки и привлекать новых клиентов. Но здесь важно быть ответственным и последовательным производителем: никаких компромиссов по качеству продукции, быть проактивными и инновационными, искать идеи, которые будут поражать потребителей, создавать R&D-подразделения, внедрять самые современные технологии. В нашей стране много умных и талантливых людей, главное создать условия для их творческой самореализации. И здесь очень пригодится поддержка государства — определенные гранты, льготы по налогообложению, лояльные условия финансирования и прочее.
Какие украинские товары могут быть интересны европейскому потребителю?
Я бы несколько иначе задал этот вопрос — «Чем именно украинские товары могут заинтересовать потребителей других государств?». Во первых, качество и безопасность при использовании — это вообще must have для работы на европейских рынках. Поэтому производственные процессы, сырье, оборудование должны отвечать определенным условиям и протоколам сертификации. Ну и, безусловно, жесткий контроль на всех этапах производства. Во вторых, это цена, потому что, несмотря на более высокий уровень жизни, зарубежные потребители также ищут выгодные предложения и хотят экономить. Это более сложный вопрос для наших украинских производителей, потому что снижение себестоимости без ущерба качеству продукции — это существенные инвестиции в автоматизацию, энергосбережение, роботизацию и прочее. Но, несмотря на это, сейчас украинские производители имеют возможность создавать качественную продукцию по конкурентоспособным ценам. Ну, и как я говорил раньше, здесь немаловажную роль может сыграть государственная политика поддержки экспортно-ориентированных бизнесов. И третья составляющая успеха украинских товаров — это добавить в них долю украинской души, воспроизвести в них уникальность, искренность и заботу.
Отслеживаете ли вы тренды спроса и что происходит на мировых рынках бытовой химии?
Да, мы действительно уделяем этому внимание. К тому же, недостаточно следить за рядом находящимися рынками, нужно смотреть на глобальные мировые тренды. Конечно, их влияние не будет происходить в нашей стране в полной мере, но некоторые инсайты из такой информации можно получить.
Любопытно. Можете поделиться какой-нибудь интересной информацией по этому поводу?
Да, конечно. Мировой рынок товаров для уборки дома и стирки в 2023 году составил более $195 млрд. Ожидается, что рынок будет расти в среднем на 4,2% ежегодно, то есть к 2028 году он достигнет $240 млрд. Крупнейшим сегментом этого рынка является сегмент «Уход за бельем», он составляет 53%, что в деньгах составляет $104 млрд. Интересен такой факт, что даже в кризисные периоды товары сегмента «уход за бельем» (т.е. стиральные порошки, гели для стирки, кондиционеры и т.п.) являются наиболее устойчивой категорией, от которой потребители не готовы отказываться. В качестве основных трендов этого рынка можно выделить: «зеленую» уборку, «прозрачность» (желание понимать подробный состав продуктов) и уборку как элемент ментального здоровья и социализации. Если первые два тренда большинства из нас знакомы и интуитивно понятны, то третий оказался для нас очень интересным. Оказывается, что потребители сейчас ищут небольшие, недорогие способы утолять стресс и найти радость дома в трудные времена. Уход за жильем доступен и может это обеспечить. Поэтому товары бытовой химии, доставляющие удовольствие от их использования, могут существенно улучшать психическое здоровье и настроение.
Именно такое погружение в мировой опыт и тренды дали нашей компании AFINA Group новое осознание себя бизнесом. Сейчас мы видим себя разработчиком и поставщиком эффективных решений по созданию чистоты личного и жизненного пространства человека.
Почему всем производителям важно продвигать национальный бренд MADE IN UKRAINE и объединяться вокруг этой идеи?
Продвижение национального бренда MADE IN UKRAINE имеет большое значение для повышения конкурентоспособности украинских товаров на международном рынке. Если производители объединятся вокруг этой идеи, это позволит развивать единый положительный имидж украинской продукции, это будет способствовать увеличению доверия потребителей к нашей продукции. А если государство будет способствовать развитию экспортных возможностей, то это станет твердой основой для развития внутреннего рынка и восстановления национальной экономики.
Возобновление украинского производства имеет огромное значение для развития страны в целом. Если оценивать наш внутренний рынок, то на примере стиральных средств можно сказать, что сейчас только 19% этого рынка занимает продукция украинских производителей, остальные — транснациональные корпорации или европейские компании. Поэтому расширение ассортимента продукции бытовой химии и косметики именно украинского производства важно для развития нашего рынка.
Есть ли еще что-нибудь, что вы хотите добавить в завершение нашего интервью?
Восстановление украинского производства — это задача не только самих производственных компаний. Существенный вклад в эту идею добавляют торговые сети, потому что недостаточно просто сделать классный продукт, чтобы он был доступен потребителям. И здесь я хочу поблагодарить каждую сеть, которая сегодня поддерживает качественные украинские бренды, и призвать всех объединиться ради совместной поддержки и продвижения товаров украинских товаров как внутри страны, так и за ее пределами. И это не только экономическая необходимость, но и стратегический шаг по укреплению национального имиджа и повышению конкурентоспособности страны на международной арене. История успеха нашего бренда «Вухастик», производимого на восстановленном заводе, является ярким примером того, как объединенные усилия бизнеса, ритейла и государства могут привести к достижению высоких результатов и способствовать восстановлению экономики страны.