Опубликовано

Точка самообслуживания «Київхліб»: как выглядит первый магазин без кассиров и продавцов

Теги:
Киевхлеб

Технологии в современном мире развиваются с невероятной скоростью, и розничная торговля использует инновационные методики, которые способны оптимизировать сегодняшний ритейл. Концепция магазина без персонала разрабатывалась довольно давно, а вот первые магазины без продавцов и кассиров появились всего несколько лет назад.

Так, Amazon открыл свои первые объекты без кассиров под вывеской Amazon Go в 2018 году в США. В следующем году сеть Sainsburyʼs открывает первый аналогичный магазин в Великобритании, и впоследствии все большее число ритейлеров начали открывать магазины самообслуживания в разных странах и на разных континентах.

Тем не менее, отметим, что на сегодня большинство торговых операторов все еще предпочитают более традиционные форматы — процент продовольственных магазинов, работающих без кассиров и продавцов, пока незначителен, однако ситуация может измениться уже в ближайшем будущем. Свидетельством этому является все большее распространение касс самообслуживания, к которому привыкли очень многие потребители. В Украине посетители продовольственных супермаркетов и магазинов меньших форматов уже привыкли пользоваться кассами самообслуживания, поэтому появление в нашей стране пилотных магазинов без кассиров и продавцов было лишь вопросом времени.

Вообще, впервые в Украине торговый объект такого концепта появился еще в декабре 2021 года, когда компания «Ашан» открыла 12-й по счету магазин формата pick up point, расположенный в столичном ЖК «Комфорт-таун». Эта торговая точка стала первым магазином самообслуживания, работавшим без кассиров. Однако стоит отметить, что «Комфорт-таун» является закрытым жилым комплексом — вход сюда открыт только для жителей этого ЖК. Сейчас Ашан продолжает развивать магазины этого формата, однако в них предусмотрена работа обслуживающего персонала.

В феврале текущего года в Киеве открылся минимаркет компании ООО «Фірмова мережа «Київхліб», работающий в автономном режиме без кассиров и продавцов. Мы решили выяснить, как он выглядит, какой ассортимент представлен в магазине и как производить оплату в заведении без обслуживающего персонала.

Магазин расположен по адресу: улица Симиренко, 23 — это спальный микрорайон Михайловская Борщаговка, рядом с конечной остановкой скоростного трамвая № 1.

В компании «Київхліб» утверждают, что идея зарождения такого проекта возникла по двум причинам. Во-первых, на Украине наблюдается большой дефицит продавцов. Причины всем известны — война, мобилизация и т.д. Во-вторых, этот формат значительно экономичнее. В частности, подобный опыт изучался в Польше.

На фасаде помещения размещена пошаговая инструкция, как пользоваться точкой самообслуживания — для входа внутрь нужно отсканировать банковскую карту и дождаться зеленого сигнала.

Торговая точка небольшой по площади — 28 кв. м, однако имеет довольно широкий и разнообразный ассортимент продукции (в целом вся Фирменная сеть «Київхліб» насчитывает сегодня около 230 МАФ площадью около 30 кв. м каждый).

Предложение напитков представлено здесь газированной и негазированной водой разного объема, соками, квасом, сладкими газированными, а также энергетическими безалкогольными напитками. Алкоголь, как и табачные изделия, по понятным причинам в магазине отсутствуют, но есть безалкогольное пиво в металлической таре. Часть напитков размещена в холодильнике. В магазине также размещена кофемашина, где можно сделать кофе или чай по довольно низкой цене.

Также в магазине можно приобрести муку, фасованный кофе и чай, макаронные изделия, растительное масло, мясные, овощные и рыбные консервы.

Ассортимент кондитерских изделий в минимаркете достаточно разнообразен — конфеты, круасаны, вафли, широкий выбор печенья разных вкусов, пряников, сушек и сухарей. Также широк ассортимент хлебобулочных изделий производства «Київхліб» — разнообразный хлеб, батоны, сдобные булочки с начинкой и т.д.

Отметим наличие замороженной и охлажденной продукции — среди сладостей можно приобрести мороженое, пирожные и 6 видов классических тортов. Гастрономический отдел представлен колбасами, сырами и сосисками — впрочем, ассортимент этой продукции незначителен.

Также в минимаркете самообслуживания можно приобрести молоко, кефир, ряженку, кисломолочный творог, детские сырки и т.д. Рядом с кассой размещена традиционная продукция прикасовой зоны — жевательные резинки, сладости для детей.

Стоимость товара примерно соответствует стоимости продуктов в традиционных супермаркетах, при этом около 10% ассортимента отмечено ценниками желтого цвета в качестве акционной продукции.

Оплату товара производить чрезвычайно просто — нужно только отсканировать штрихкод товара или найти его в каталоге, предлагаемом на экране. Оплата производится исключительно банковской картой.

Чтобы выйти из магазина, посетителям достаточно нажать на специальную кнопку у двери.

Пока рано говорить о том, насколько интересным для потребителей окажется подобный формат. Месторасположение первой точки самообслуживания «Київхліб» выбрано с учетом достаточно высокого трафика рядом с остановкой скоростного трамвая. Не считая того, эта локация является окраиной спального микрорайона.

К тому же на расстоянии 250 м по направлению движения скоростного трамвая расположен «АТБ-Маркет», в котором продукция дешевле, а ассортимент — более широкий. Впрочем, преимуществом минимагазинов подобного формата есть то, что их можно достаточно быстро передислоцировать в другое место. Свидетельством успешности проекта магазинов самообслуживания станет появление новых точек без кассиров и продавцов в других районах Киева (в частности, уже известно об открытии в апреле второго объекта самообслуживания компании «Київхліб» по ул. Ефремова, 17 в Киеве).

Ярослав Федоренко, руководитель ООО «Фірмова мережа «Київхліб»:

Об особенностях ассортимента и технологических решениях проекта

«Ключевая особенность — весь товар в такой точке должен быть расфасован и иметь штрихкод. Это необходимо, чтобы сохранить все стандарты качества в соответствии с HACCP. Изюминка данного проекта — технологические решения. У нас есть много секретов по организации работы такой торговой точки. Среди них — программное обеспечение, видеонаблюдение, система входа/выхода, контроль пополнения товарных запасов, контроль просроченных товаров и т.д. В целом, в рамках проекта мы полностью перестроили внутренние организационные процессы и логистику.

О планах масштабирования проекта

«Фірмова мережа «Київхліб» преследует цель переоборудовать еще 50 таких объектов до конца года. В мире данный формат получает распространение, за ним будущее, поскольку он позволяет освобождать персонал для более квалифицированного труда и обеспечивает существенную экономию. Уже есть попытки привлекать искусственный интеллект к обслуживанию покупателей в таких точках. Мы тоже делаем шаги в этом направлении».