Опубликовано

Объем рынка продовольственного food-ритейла Украины достиг почти 18 млрд долларов

Общий объем рынка розничной торговли FMCG товарами через современные каналы продаж в 2023 году составил 653 млрд. грн. (17,8 млрд. долларов). Этот показатель на 24% больше аналогичного индекса 2022 года в гривневом эквиваленте (524,7 млрд грн в 2022 г.) и на 11% больше в долларовом.

Такие данные приводятся в новом отчете «ТОП 50 FMCG ритейлеров Украины по объему товарооборота, 2023 г. Финансовые итоги развития рынка продовольственного ритейла Украины в 2023 г.», подготовленном компанией GT Partners Ukraine.

Эксперты отмечают, что с 2015 по 2021 гг. наблюдался положительный показатель динамики роста рынка food-ритейла в Украине в иностранной валюте, но в 2022 г. (после полномасштабного вторжения войск РФ в Украину) этот показатель провалился на 19% и только в прошлом году снова ушел вверх.

В целом по-прежнему украинский рынок продовольственного ритейла характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. Эта тенденция объясняется наличием в нашей стране более 180 крупных и мелких продовольственных операторов, поэтому такое большое количество игроков рынка сильно фрагментирует отечественный рынок ритейла. Суммарная доля ТОП-10 продовольственных ритейлеров Украины в 2023 году составила 42,3% от общего объема розничных продаж предприятий-юрлиц страны (год назад этот показатель составлял 43,1%) и 80% от суммарных продаж во всех современных форматах FMCG торговли (как и годом ранее).

Примечательно также, что по итогам 2023 г. доля сетевых продовольственных ритейлеров в общем объеме розничного товарооборота предприятий страны составила 53,2%, тогда как годом ранее этот показатель составил 53,9%.

В 2023 г. наиболее популярным сегментом современной розничной торговли продовольственными товарами в Украине продолжали быть дискаунтеры. По данным GT Partners Ukraine, доля продаж через дискаунтеры в общем товарообороте современного сетевого food-ритейла Украины в 2023 году составила 34,98%.

Вторую позицию в рейтинге популярных розничных форматов удерживают неизменные лидеры периода 2010-2018 гг. — супермаркеты. По итогам 2023 г. на них приходится 31,7% суммарного розничного товарооборота сетевого FMCG ритейла Украины.

Второй год подряд концепт магазинов у дома и минимаркетов занял третье место в структуре продаж, окончательно вытеснив при этом формат гипермаркетов.