Опубликовано

Зарабатывай на своих: как работает программа «Национальный кэшбек»

В сентябре завершился тестовый месяц программы «Национальный Кэшбэк». За три недели тестирования в программу присоединились 663 000 украинцев. Всего было начислено 23,6 млн грн. Сможет ли эта программа изменить потребительские повадки украинцев, создав больший спрос на товары украинского производства? Какие наблюдения ритейлеров после первого месяца работы и какие результаты принесет программа для бизнеса и государства? Может ли «Национальный кэшбек» стать важным инструментом не только для поддержки национального производителя, но и формирования новой экономической реальности в Украине — в материале All Retail.

Механизм работы программы

Работа программы лежит на 5 «китах»:

1. Производитель. Украинские производители товаров, участвующих в программе, получают поддержку из-за повышения спроса на их продукцию. Они предоставляют товары, за которые покупателям начисляется кэшбек.

2. Сеть. Ритейлеры, продающие товары украинского производства, принимают участие в программе, предоставляя информацию о покупках в Государственную налоговую службу для начисления кэшбека.

3. Государство. Правительство координирует и регулирует программу через Министерство экономики, Минцифры и Государственную налоговую службу.

4. Покупатель. Пользователи, покупающие украинские товары, получают кэшбек через систему «Дія».

5. Банк. Уполномоченные банки открывают специальные счета для пользователей программы и обрабатывают платежи.

В программу могут присоединиться торговые операторы на общей системе налогообложения. Украинцы могут получить до 3 тысяч гривен ежемесячно за покупку товаров местного производства. Потратить кэшбек можно на медицинские услуги, спорт, кино, рестораны, коммунальные услуги, транспорт, мобильную связь, донаты на армию, военные облигации и благотворительность.

В пресс-службе корпорации «АТБ» сообщают, что программа «Национальный кэшбек» — это государственная помощь потребителям, делающим выбор в пользу товаров, произведенных в Украине. Торговая сеть является только площадкой, на которой представлен широкий выбор украинских товаров. Программа не имеет отношения к ценовой или маркетинговой политике на рынке.

«Согласно условиям постановления для присоединения к проекту, мы должны передавать весь перечень товаров, реализуемых путем безналичного расчета, в ГНС Украины вместе со штрих-кодами. Определение, на какие товары и каким образом начисляется кэшбек, происходит непосредственно на стороне государства и сети не имеет к этому процессу никакого отношения. Учитывая, что наша сеть в этом проекте является лишь площадкой, то по всем вопросам начисления и получения кэшбека потребители могут обращаться на горячую линию, которую определило государство для коммуникации с потребителями», — сообщили нам в пресс-службе «АТБ».

То есть, в рамках программы ритейлер не несет ответственности за начисление кэшбека. Его роль заключается в корректном отображении информации о приобретенных товарах согласно законодательству. Дальнейший процесс исчисления и выплаты Кэшбека контролируется налоговыми органами и платежными системами, что обеспечивает прозрачность и надежность программы, а также избегание ошибок со стороны продавца.

Выгода для государства

Если выгода для потребителей очевидна — получение дополнительных средств, которые можно использовать, например, для уменьшения расходов на оплату коммунальных услуг, то польза программы для государства на первый взгляд не так очевидна.

«Мы присоединились к проекту не для увеличения продаж, а для того, чтобы наш потребитель смог получить дополнительную государственную помощь в виде кэшбека, покупая украинские товары в АТБ, — комментируют в офисе днепровского ритейлера. — Все знают, как много акционных предложений мы предлагаем нашим потребителям ежедневно, это более 50% ассортимента с мгновенными скидками от 20%, которые они получают в момент расчета на кассе. А проект «Национальный кэшбек» позволяет покупателям, покупающим украинские товары и рассчитываемым карточками банков-партнеров, получать 10% кэшбек до 3 000 грн в месяц на одного человека, дополнительно к ценовым предложениям АТБ».

Ключевой стала поддержка украинского производителя. В месяц в программе зарегистрировали более 170 тыс. позиций товаров украинских производителей.

Петр Микитюк, коммерческий директор компании "Тайстра Групп"

Петр Микитюк, коммерческий директор компании "Тайстра Груп":

«Долгосрочные эффекты участия в программе Кэшбека включают рост лояльности клиентов, которые будут отдавать предпочтение магазинам, предлагающим эту выгоду. Это может изменить потребительские привычки, поощряя безналичные расчеты и более частые покупки. Участники программы получают конкурентное преимущество на рынке, рост среднего расхода покупателей и повышение частоты их посещений. Программа может стимулировать покупателей чаще выбирать продукцию национального производителя, если она является частью предложения. Это способствует поддержке местных брендов, повышает их конкурентоспособность и может способствовать росту доли национальных товаров на рынке».

Также программа кэшбека способствует развитию внутреннего рынка через увеличение налоговых поступлений. Каждый приобретенный товар местного производства возвращает до 40% его стоимости обратно в бюджет. Это достигается через уплату налогов на разных этапах производственной цепи – от закупки сырья и транспортировки до уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль. Кроме того, кэшбек начисляется только на официально зарегистрированные покупки, что стимулирует бизнес работать в правовом поле и уменьшает уровень теневой экономики.

Целью программы также является сохранение рабочих мест. Во время войны и миграционных процессов, сокративших количество рабочих рук в стране, поддержка национальных производителей помогает стабилизировать ситуацию на рынке труда. Повышенный спрос на товары отечественного производства способствует сохранению имеющихся рабочих мест и предотвращает сокращение персонала на предприятиях, что важно в условиях экономической нестабильности.

Потенциально программа может уменьшить зависимость от импорта. Поскольку «Национальный Кэшбэк» стимулирует потребителей выбирать товары местного производства, это уменьшает зависимость от импортируемых товаров и способствует развитию собственных производственных мощностей.

Максим Бугаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам и связям с государственными органами сети NOVUS:

«Одним из ключевых долгосрочных эффектов [программы] мы видим смещение акцента в покупательских привычках потребителей в пользу товаров отечественного производства. Это способствует поддержке украинского бизнеса и экономики в целом. Кроме того, рост финансовой грамотности среди населения и увеличение использования цифровых инструментов для управления расходами может стать весомым толчком для развития электронной коммерции и улучшения уровня обслуживания в розничной торговле.

Хотя ритейлер не производит выплаты кэшбека, участие в программе все же требует определенных инвестиций. Среди основных расходов – разработка и распространение рекламных материалов, информирующих покупателей о возможности получения кэшбека, обучения персонала для качественного обслуживания в пределах новых условий, а также адаптации и доработки информационных систем, обеспечивающих точный учет проданных товаров и передачу необходимой информации налоговым органам».

Роль государства и дополнительные ресурсы

Программа не влияет на ценовую политику торговых сетей, но ритейлеры несут затраты на техническую реализацию и рекламу. Екатерина Футрук, директор по маркетингу сетей "Наш Край" и SPAR говорит, что компания взяла на себя затраты на изготовление рекламных материалов и оплату работы отдела ИТ для технической реализации программы. Поэтому в сетях запустили внутреннюю активность «Купи местное», в рамках которой обозначают товары местных производителей. Также реализован проект START SPAR, целью которого стал поиск и популяризация украинских производителей.

Ритейлеры подчеркивают, что для эффективной работы программы Кэшбека государству нужно обеспечить четкие регуляторные рамки, которые доверят потребителям и бизнесу. Маркетинговые кампании, повышающие осведомленность о программе, должны акцентировать внимание на выгодах для потребителя.

«Регистрация товарных позиций в проекте происходит через программу „Действие“ по инициативе производителей и может меняться ежедневно, включая возможность удаления товаров по желанию каждого субъекта. Мы как сеть не можем технически обеспечить визуальное опознание этих товаров в магазинах. Поэтому для эффективной работы программы и удобства потребителей считаем необходимым как можно быстрее запустить ранее анонсированный сканер товаров в системе „Дія, который поможет в поиске.

Со стороны производителей целесообразно было бы наносить на этикетки специальную отметку „Национальный кэшбек“ для украинских товаров. Также ждем реализации этапа присоединения к проекту товаров под собственными марками АТБ, которые сегодня производятся в Украине более чем 140 предприятиями по нашему заказу. Мы готовы выделить эти товары специальными пометками „Национальный кэшбек“ для удобства покупателей», – говорят в пресс-службе «АТБ».

Учитывая, что программа «Национальный кэшбек» в сентябре работала в тестовом режиме, кэшбек начислялся с задержкой и не на все товары.

Также важно, что кэшбек начисляется при условии, что потребитель подпишет заявление в системе «Дія», оформит карту «Сделано в Украине» и рассчитается картой одного из банков-партнеров. Однако в сети среди потребителей ходят комментарии, что подписав заявление, пользователь может (даже неосознанно) предоставить разрешение на раскрытие банковской тайны. Такое решение позволяет ГНС получать информацию о транзакциях на картах и счетах участников программы.

Учитывая беспокойство потребителей о предоставлении разрешения на раскрытие банковской тайны, важно учесть риски, связанные с конфиденциальностью персональных данных. Этот вопрос требует тщательного рассмотрения, ведь прозрачность программы не должна нарушать права потребителей. Важно определить баланс между эффективностью программы и защитой личной информации участников.

Долгосрочная цель программы «Национальный Кэшбэк» заключается в поддержке местных производителей. Благодаря своим масштабам, программа имеет потенциал стать важным инструментом для развития национальной экономики, охватывая значительный сегмент рынка. Кроме сбережений, украинцы получают возможность активно содействовать развитию местных производителей. Для достижения успеха программы важно обеспечить прозрачность и надежность начисления кэшбека. Также необходима активная поддержка со стороны государства, которое должно взять на себя роль в продвижении программы. Только в таких условиях «Национальный кэшбек» сможет действительно повлиять на рынок, укрепляя позиции украинских производителей и формируя новые потребительские привычки.