Опубликовано

СЕО Zakaz.ua: Объем рынка доставки продуктов питания в Украине $100 млн

Сервис доставки продуктов питания Zakaz.ua был создан еще в 2010 году, когда онлайн-торговля на украинском рынке только набирала обороты.

За прошедшие девять лет много изменилось. E-commerce занял существенную долю в продажах ряда категорий товаров, таких как электроника, одежда и косметика. Однако доля продаж продуктов питания через интернет в Украине по-прежнему не дотягивает даже до 1%. Что сдерживает более существенный рост рынка, какой его реальный объем и следует ли ожидать бума онлайн-продаж в сегменте FMCG в интервью RAU рассказал СЕО Zakaz.ua Андрей Курский.

— Как развивается рынок доставки продуктов в Украине? Какую долю занимают онлайн-продажи в украинской продуктовой рознице?

— Сейчас рынок доставки продуктов в Украине развивается очень динамично. По нашим оценкам, он удваивается каждый год, в том числе по причине «эффекта низкой базы».

Но пока менее 0,5% продуктов питания в Украине реализуется онлайн.

Интерес покупателей к сервисам доставки увеличивается каждый год и рынку есть куда расти. Также влияет развитие цивилизованного ритейла: переход покупателя с рынков в магазины различных форматов.

— Какие ключевые факторы сдерживают развитие рынка онлайн-продаж продуктов в Украине?

— Есть еще категория людей, которые уверены, что никто не выберет продукты лучше, чем они сами. Большинство хотят оценить товар, перед тем, как купить его. Они не уверены в качестве продуктов, которые для них выбирает сервис, и считают, что смогут найти лучшее предложение самостоятельно в магазине. Но таких людей, которые всегда заняты, особенно в больших городах, становится все больше и больше.

Также есть незначительные опасения о возврате товара. Однако чаще всего у клиентов есть возможность вернуть товар, в том числе при заказе через сервис Zakaz.ua.

— Как растет украинский рынок доставки продуктов из магазинов в деньгах?

— Мы оцениваем рынок доставки продуктов питания онлайн в Украине до $100 млн в 2019 году. Так как рынок увеличивается в два раза каждый год, в прошлом году объем составлял до $50 млн.

— За последние несколько лет в Украине появилось много международных проектов, которые занимаются доставкой, в том числе из супермаркетов. Насколько они отразились на показателях вашего бизнеса и за счет чего намерены удерживать лидерство на рынке?

— Появление новых сервисов доставки никак не отразилось на наших показателях, так как мы работаем в разных сегментах. Мы доставляем достаточно крупные плановые заказы для всей семьи, в среднем один заказ весит 29 кг.

Другие похожие сервисы — это, скорее, срочная доставка готовых блюд из ресторанов и кафе, где вес и объем заказа значительно ниже. Это отражается на среднем чеке и на времени доставки клиенту.

Сейчас мы не видим сильных конкурентов в нашем сегменте, и планируем использовать более гибкие модели для развития бизнеса и сохранения лидирующей позиции в дальнейшем.

— Вы доставляете продукты из шести торговых сетей: Фуршет, Ашан, Fozzy, МегаМаркет, Novus и Metro. Какие из них демонстрируют лучшие показатели по онлайн-продажам?

— Согласно нашим договоренностям с каждыми из ритейл-партнеров, мы не готовы раскрывать их показатели, так как очень ценим каждого из них, и с большим удовольствием работаем со всеми партнерами. В целом трафик на домен zakaz.ua составляет около 1 млн посетителей в месяц.

— Как происходит подключение и сотрудничество с новой сетью супермаркетов? Какие вопросы закрываете на себе, а какие остаются за ритейлером и что в этом сотрудничестве получает ритейлер, а что вы?

— Поскольку наша операционная модель работы представляет собой конвейер, который может обрабатывать сотни и тысячи заказов в день, основным условием является предоставление площадей для размещения нашего оборудования, кассовых узлов и кассиров. На нашей стороне — все остальные капитальные затраты: холодильники, термоконтейнеры, периферийное оборудование и так далее, а также весь персонал для сборки и доставки заказов.

В сотрудничестве с нами ритейлер получает дополнительный и весьма значительный оборот из онлайн-канала.

Одним из источников заработка является комиссия от оборота, который мы сделали для ритейл-партнера.

— Какой портрет украинского покупателя продуктов в онлайне? Чем он руководствуется при принятии решения о заказе доставки продуктов?

— Пользователь сервиса Zakaz.ua — преимущественно женщины (60%) в возрасте от 25 до 34 лет. У людей, которые совершают покупку онлайн, нет времени и желания ходить по магазинам, им проще ознакомиться с товаром на сайте, «положить в корзину» и ждать доставку в указанное и удобное время. У каждого нашего клиента есть свой любимый магазин, и наша цель —  дать клиенту максимальный выбор.

Мы расширяем географию работы и уже представлены в восьми городах Украины и Молдове — в Кишиневе.

Сотрудничаем с разными типами ритейл-партнеров, таким образом стараемся покрыть потребности разных клиентов. Чаще всего доставляем большие и тяжелые заказы со средним чеком более 1700 грн.

— Как в процентном соотношении растет количество заказов и другие ключевые показатели у Zakaz.ua в 2019 году? Какой план по росту стоит на 2020 год?

— Мы держим темп роста не ниже роста показателей всего онлайн-рынка продуктов Украины. План развития на 2020 измеряется трехзначными цифрами.

— В последние несколько лет вы начали активнее развиваться в регионах Украины. Теперь компания представлена в Харькове, Днепре, Одессе, Львове, Запорожье, Винницы, Житомире. Какие главные отличия региональных рынков от столичного? Планируете ли дальнейшее развития в регионах?

— Мы хотим предоставлять сервис высокого уровня не только в крупных городах Украины, но и в регионах. На региональных рынках готовы работать уже с существующими партнерами, а также с сильными локальными игроками. Главное отличие рынков — чек, в регионах он ниже, чем в Киеве, но не существенно. Покупательские предпочтения аналогичны по всей Украине.

— В каких странах за рубежом работает Zakaz.ua и насколько успешно? Планируете ли выход в новые страны в ближайшие годы? Насколько предметными являются переговоры с партнером в Узбекистане?

— Да, планируем. Мы работаем вместе с нашими ритейл-партнерами. Они видят, как качественно и профессионально мы делаем свою работу и приглашают запустить для них подобный успешный бизнес вне Украины. Именно по такому сценарию мы двигались для открытия в Молдове.