Опубликовано

Когда солнце светит ярче. Насколько экологичен cегодня украинский ритейл?

Развитие направления по использованию солнечной электроэнергии в нашей стране еще только набирает свои обороты. Ряд предприятий уже перешли или находятся в процессе перехода на этот альтернативный вид топлива. Не мог не коснуться путь к экологичности и сектора ритейла Украины. О готовности наших торговцев «использовать» солнце, о стоимости такого ресурса и о развитии СЭС нам рассказал Артем Семенишин, директор Ассоциации солнечной энергетики Украины.

— Здравствуйте, Артем. По Вашим ощущениям, готовы ли современные украинские предприятия сектора розничной торговли к более активному внедрению технологий солнечной энергетики? Созрел ли рынок для этого?

— Здравствуйте. Снижение стоимости оборудования для строительства солнечных станций, с одной стороны, и постепенный рост цен на электроэнергию для промышленности — с другой, как раз и создали уникальную ситуацию в этом году, когда строительство солнечных электростанций для предприятий сегмента ритейла и розничных сетей стало не только престижно, но и экономически выгодно. Более того, в Украине в этом году как раз уже были реализованы первые масштабные проекты, что с практической точки зрения подтверждает готовность бизнеса к переходу на чистую энергию.

-  Какие ключевые барьеры, мешающие более активному использованию «зеленой» энергии в ритейле Украины, Вы бы выделили?

- С моей точки зрения, прежде всего, главным барьером является низкая осведомленность владельцев и ТОП-менеджмента предприятий о преимуществах солнечной электроэнергии для собственного потребления. Все привыкли работать в текущих моделях и уделять максимальное внимание и ресурсы маркетингу и рекламе.

Но кризисный 2020-ый год вносит свои коррективы, и руководители компании начали искать возможности для оптимизации расходов, в первую очередь, на коммунальные услуги и электроэнергию, чего можно достичь как раз за счет солнечных электростанций для собственного потребления.

Кроме того, существуют другие барьеры - такие как отсутствие доверия к потенциальным контрагентам, которые могли бы взяться за реализацию проекта, отсутствие информации о том, где можно привлечь финансирование под строительство солнечной станции для собственных нужд или же пересуды относительно высокой стоимости солнечной энергетики.

Правильно ли утверждать, что главный амбассадор преимуществ солнечной энергетики в ритейле Украины – это Европейский Банк Реконструкции и Развития? В чем заключаются его функции?

- Действительно, ЕБРР прокредитовал значительное количество промышленных солнечных электростанций (СЭС) в Украине через партнерские банки. И маловероятно, что его инвестиционный фокус в ближайшие годы изменится: банк сосредоточен на сфере возобновляемых источников энергии и энергосбережения. На примере других стран я бы сказал, что главным амбассадором преимуществ солнечной энергетики должен быть не банк, а государство - в частности, первые лица Министерства энергетики и народные депутаты. А задача каждой финансовой институции - обеспечивать для отрасли необходимые ресурсы.

Есть ли у вас данные о том, какие ритейл-компании в Украине можно считать набольшими пользователями "зеленой’’ энергией? Кого из них Вы бы назвали наиболее продвинутыми в этом плане?

- Свое сотрудничество с ритейл-сегментом мы, как отрасль солнечной энергетики, только начинаем выстраивать, поэтому лишь недавно более детально начали присматриваться к тенденциям на этом рынке. Прежде всего, мы заметили интерес к солнечным электростанциям для собственного потребления со стороны крупных ритейлеров с иностранным капиталом. Насколько мне известно, заграницей такие проекты в ритейл-сегменте реализуются гораздо масштабнее, чем в Украине.

Какие сегменты ритейла сегодня больше всего пользуются солнечными станциями, а какие - меньше всего?

- На сегодня чаще всего ретейлеры уже используют солнечную энергию из солнечных электростанций, расположенных на площадях крыш логистических комплексов. Также крышные солнечные электростанции начали устанавливать в сегменте продуктовых супермаркетов и гипермаркетов непродовольственных товаров, а еще раньше – на крышах магазинов автозаправочных комплексов. Мы ожидаем, что строительство солнечных электростанций на парковочных площадках и крышах торговых центров крупных городов с целью собственного обеспечения электроэнергией станет новой тенденцией для ритейла до 2024 года.

Буквально накануне под Киевом открылся первый «зеленый» супермаркет сети «Сільпо». При этом, в компании утверждают, что объект построен в соответствии с требованиями BREEAM —международной системы сертификации экологичности зданий. Что подразумевают эти требования?

- Существует ряд методов оценки экологической эффективности зданий. Один из таких методов - это британский стандарт экоэффективного проектирования BREEAM, внедренный компанией BRE Global. В основе BREEAM - улучшение экологических характеристик зданий за счет технологий энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Сертификация экологичности и энергоэффективности зданий осуществляется также по стандарту LEED. Такая сертификация в Украине является добровольной как и применение экологических стандартов, поэтому проект «Сільпо». является очень показательным на рынке и задает абсолютно новые тренды в экологичности украинского ритейла.

Давайте проведем нехитрый расчет. Представим себе гипермаркет «Эпицентр» площадью 20 тыс. кв.м. В какой объем инвестиций, потраченных на обустройство солнечной электростанции, может обойтись ритейлеру такой проект? На какой срок окупаемости может при этом рассчитывать компания?

- На самом деле, такой «нехитрый» расчет будет очень условным, поэтому не вижу смысла его проводить, чтобы не заводить в заблуждение читателей. Есть ряд факторов, которые влияют на реализацию каждого проекта: помесячные показатели использования объектом электроэнергии, форма кровли, ее затенение другими сооружениями, расположение здания, характер и допустимые нагрузки опорных конструкций, имеющиеся электросети и их состояние, необходимость установки дополнительного оборудования и тому подобное.

За расчетом под конкретный проект я бы порекомендовал обращаться к надежным компаниям проектировщиков и подрядчиков, в частности, к числу таких партнеров Ассоциации солнечной энергетики, как группа компаний KNESS, компаний Avenston, Атмосфера, Группа EDS. Только надежные компании могут качественно и быстро посчитать стоимость проекта, а затем его четко реализовать.

Окупаемость таких проектов составляет около 6,5 лет с привлечением кредитных средств, или около 5-5,5 лет – если строительство осуществлять за свой счет. Согласитесь, если принимать во внимание постоянно растущую стоимость электроэнергии для промышленных потребителей и периодические проблемы с электроснабжением – выглядит вполне приемлемо.

И все-таки, для украинских ритейлеров использование «солнечных» технологий – это больше про деньги или про экологию?

- Одновременно, это и выгодно для бизнеса, и экологически целесообразно. А еще это про имидж, возможность быть в глобальном тренде и собственная энергонезависимость. Как показывает опыт бизнеса, который пришел в «большое» промышленное солнце - меняя свой бизнес, вы и сами меняетесь, и становитесь более sustainable в повседневном поведении.

Для украинских ритейлеров, собственная солнечная станция - это четкий сигнал для клиентов и потребителей – «мы меняемся, становимся более дружественными для окружающей среды и нам не безразличны ваши убеждения». Ведь, согласно последним опросам, проведенных нашими партнерами в Киеве, 8 из 10 человек молодого возраста серьезно обеспокоены состоянием окружающей среды в Киеве.

Каким Вы видите вектор развития и потребления «зеленой энергии» в Украине в ближайшие 5 лет?

- Мы видим процесс развития возобновляемой энергетики эволюционным - как в мире, так и в Украине. За последние несколько лет стоимость технологий солнечной и оффшорной ветровой энергетики снизилась настолько, что согласно последним исследованиям, теперь это наиболее экономически выгодные новые источники генерации электроэнергии.

Эпоха дорогих и опасных АЭС и вредных ТЭС/ТЭЦ осталась в прошлом веке. Поэтому , по моему убеждению, в ближайшие 5 лет будет наблюдаться настоящий бум развития возобновляемых источников энергии, их проникновение в города и дома. В некоторых городах США уже действуют такие нормы (а в некоторых городах Европы работают над их введением), которые не позволяют вводить новые строительные объекты без собственной солнечной генерации.