Опубликовано

Украинские гастротрадиции на полках супермаркетов «Сільпо»

Теги:
AR эксклюзив
Сільпо
Фото:
All Retail

Сегодня уже никого не удивишь наличием в магазине импортных товаров: шоколад, кофе, макаронные изделия - рядовой покупатель привык к этому изобилию. А вот увидеть в супермаркете крафтовый сыр или козье молоко локального производителя – еще та редкость для отечественного ритейла. Для торговой сети «Сільпо» таким уникальным проектом стала «Лавка Традицій».

Вот уже 8 лет целая команда развивает и пополняет полки этих магазинов «фудами», нехарактерными для обычного супермаркета.

Кроме продукции в украинском духе (например, брынзы), «Лавка Традицій» предлагает даже кимчи made in Ukraine. Но это не только про еду - это и food-фестивали, и food-образование, и вдохновение эстетикой рынка. О планах, идеях, целях и коронавирусных сложностях «Лавки Традицій» в интервью All Retail рассказала руководитель этого проекта Марина Булацкая.

— Здравствуйте. Заглянем в историю. Когда возник проект «Лавка Традицій» — в Интернете уже написано. А вот кто его автор? Ведь был же человек, который сгенерировал эту идею? Кто он?

— «Лавка Традицій» — это опыт целой команды. Это общая идея представителей наших коммерческого и маркетингового отделов, которую поддержали учредители сети.

— Для Fozzy Group «Лавка Традицій» — это имиджевый или все-таки бизнес-проект? И в целом, анализ его эффективности производится отдельно от анализа всей сети «Сільпо» или в комплексе?

 — «Лавка Традицій» — одна из экспертиз и преимуществ «Сільпо», который стоит наряду с собственным импортом, Le Silpo, фудхоллами «Сільпо», собственным производством и т.д. Это еще один серьезный аргумент для наших Гостей выбирать нас, поскольку здесь они найдут лучшие отобранные продукты от украинских фермеров и крафтовых производителей. 

Эффективность проекта, в первую очередь, мы измеряем в рамках показателей самой «Лавки Традицій». При этом, конечно же, анализируем долю «Лавки» в сети «Сільпо».  

Во скольких городах присутствия сети «Сільпо» сегодня можно встретить товары из «Лавки Традицій»? Какое количество производителей сейчас участвуют в этом проекте?

 — «Лавка Традицій» есть во всех городах-миллионниках и больших новых супермаркетах. В 65 магазинах мы в представлены в формате shop-in-shop и еще в 39 объектах — интегрированы в часть категорий. В этом году, помимо продуктовой категории, у нас добавился non-food — коллаборация с проектом Made in Ukraine Юлии Савостиной.  

Если говорить о количестве производителей, с которыми мы работаем, то сейчас их больше 150 по всей стране.

— Крафтовый продукт априори дороже индустриального товара. Вы уже определили для себя портрет своего потребителя? Какая категория людей чаще покупает изделия из «Лавка Традицій» 

 — В «Лавке Традицій» для каждого гостя что-нибудь да найдется: для кого-то базовые продукты (творог, сметана, молоко, мясные продукты), а для кого-то комбуча, кимчи, хелси-перекусы. Ядро аудитории — это люди, для которых важнее качество, чем количество. В их корзине много свежих овощей и фруктов. Зачастую, это люди, менее чувствительные к фактору цены. Ну, и, конечно, те, для кого идеологически важно поддерживать локальное производство и малый бизнес.

Вопрос, который не особо любят ритейлеры: взымаете ли вы плату за вход локального производителя в проект «Лавка Традицій»?

 — Мы понимаем специфику бизнеса наших производителей и сложности, с которыми они сталкиваются, поэтому наши финансовые условия максимально лояльные. Никаких платежей за вход у нас нет.

Назовите ТОП-3 самых «оборотистых» позиции в общей выручке проекта «Лавки Традицій»

 — Наши бессменные лидеры продаж — это сыровяленое сало в специях, яйца от куриц свободного выгула и колбаса «Дрогобычская».

— Есть ли в портфеле «Лавки Традицій» такие товары, которые продаются по всей географии присутствия проекта?

 — Да, такие продукты есть: это сало, сыровяленые и копченые мясные позиции, несколько производителей заморозки и молочки.

Как осуществляется логистическая поддержка локальных хозяйств, поставляющих свою продукцию в магазины «Сільпо» в рамках проекта «Лавка Традицій»? Ведь сделать доставку ограниченного количества, к тому же скоропортящегося товара — дело недешевое.

 — Есть два способа доставки — логистика напрямую в магазины и логистика через распределительный центр. Иногда мы их комбинируем. Определяем наиболее подходящий способ вместе с производителем и учитываем ряд факторов: сроки годности, количество магазинов, категорию продукта и т.п.

Съемка видеороликов о локальных производителях еды, их продвижение в соцсетях и на Вашем сайте — это все финансовое бремя Fozzy Group?

 — Это вовсе не бремя, ведь наша цель — развивать локальный продукт, строить доверие к украинским производителям. Безусловно, у нас есть свой маркетинговый бюджет, а соцсети — один из постоянных каналов коммуникации. Помимо этого, мы организовываем фестивали локальной гастрономии True&Local, развиваем образовательный проект «Фудпросвіта» для будущих и текущих food-предпринимателей, делаем туристический проект «Агромандры» (выезды на фермы к нашим резидентам), снимаем видеоролики о наших производителях и т.д.

Кроме того, мы ежегодно проводим имиджевые рекламные кампании с использованием охватных инструментов, в том числе наружной рекламы, диджитал продвижения.

Часто мы выступаем своеобразным продюсером для производителей. Зачастую, производители знают все о том, как сделать вкусный продукт, но не до конца понимают, как и кому его продать. Наша роль в этом часто выходит за рамки традиционного ритейла и мы совместно разрабатываем нейминг, упаковку, этикетки и небольшие промо-кампании.

—  По какому принципу Вы выбираете свои супермаркеты для реализации товаров из «Лавки Традицій», а также для проведения фестиваля True&Local? Когда и в каких городах планируете провести следующие подобные мероприятия?

 — Есть ряд критериев, по которым принимается решение о том, будет ли «Лавка Традицій» в этом магазине. К ним относятся площадь торгового зала, уровень урбанизации, портрет потенциального гостя, планируемый выторг и т.д.

Фестиваль True&Local мы проводим в больших магазинах Киева, Одессы, Львова и Днепра. Что касается следующих фестивалей — сейчас сложно загадывать, учитывая карантинные реалии в стране.

— Какие ключевые способы поиска новых локальных производителей для своего проекта Вы задействуете?

 — Мы находимся в перманентном поиске новых производителей — ищем их в Интернете, посещаем выставки и ярмарки, используем «сарафанное радио», находим по дороге к текущим резидентам и, конечно же, получаем входящие предложения.

 Какие ключевые каналы продвижения бренда «Лавка Традицій» Вы используете?

 — Наши основные каналы — это коммуникация в магазине и собственные медиа. Как я уже говорила, раз в год мы проводим имиджевую кампанию с подключением более охватных инструментов — наружной рекламы, диджитал продвижения. Для нас очень важны проекты, которые отстраивают наши ценности, и чаще они говорят и популяризируют нас больше, чем реклама. Мы влюбляем людей в наших производителей и продукт через персональный контакт.

 — Известно, что на базе «Лавка Традицій» существует проект «Фудпросвіта», которой предоставляет начинающим food-предпринимателям ответы на часто задаваемые вопросы и также прикладные знания. Насколько мы знаем, в Ваших планах было запустить онлайн-платформу «Фудпросвіты». Удалось ли «оцифровать» этот проект? Кто выступает здесь в роли спикеров, и сколько стоит участие в этом событии?

 — Да, «Фудпросвіта» — проект-гордость. Мы запустили его осенью 2018 года. Программу составляли таким образом, чтобы сделать обучение не только вдохновляющим, но и прикладным. Изначально проводили семестры в оффлайне, а в конце 2019 года поняли, что обязательно добавим онлайн формат, поскольку желающих из других городов много, но не все могут приезжать на выходные в Киев. Поэтому решение о добавлении онлайн-курса было принято еще до всех событий этого года. Всю весну мы занимались оцифровкой контента и летом дебютировали в онлайн формате.

Спикеры в «Фудпросвіте» — это эксперты «Сільпо» — руководители департаментов и направлений; преподаватели ВУЗов: Киево-Могилянской Академии, КИМО; практики из индустрии — например, в модуле маркетинга у нас преподают креативные директора, собственники дизайн-студий, SMM-специалисты и резиденты «Лавки Традицій», они готовят материал в формате личных кейсов. Выступление производителей очень вдохновляет студентов, они видят в них себя и понимают, что все возможно, если действительно захотеть.

Мы очень рады тому, что за полтора года существования проекта часть выпускников «Фудпросвіты» стали нашими резидентами. Поиск талантливых ребят, возможность помочь им разобраться в важных для них вопросах, поделиться прикладными знаниями и опытом — для этого и задумывался этот проект.

Программа предусматривает возможность пройти весь курс целиком (3700 грн) либо выбрать какой-то определенный модуль стоимостью 800 грн.

 — В апреле текущего года, под инвестиционной опекой «Лавки Традицый» находились проекты «Яйо» сыроварня «Чизарня». Стало ли с тех пор у Вас больше таких «подопечных»? Рассматриваете ли еще кого-то в качестве претендента?

 — Инвестиционные проекты — это всегда сложно, комплексно и долго. Ставить их на поток мы не планируем, да и в этом нет никакого смысла. Такие проекты мы инициируем для продуктов, которых нет на рынке, но в которых есть потребность и мы верим в их успех. На данный момент в разработке таких проектов нет. Появится новая потребность — будут новые «подопечные».

—  Есть ли у Вас дефицитные товарные категории, т.е. такие продукты, которые Вы бы хотели внедрить в «Лавку Традицій», но пока не можете найти достойных поставщиков?

 — Есть некоторые категории, в которых работает не так много производителей, имеющих все необходимые документы для работы с нами. Дефицитом я бы это не назвала - скорее, реальность и специфика небольших производителей.

Следующий год обещает быть непростым. Каковы планы команды «Лавки Традицій» на 2021 год?

 — А разве этот год был простым? В следующем году, как и в этом, мы планируем увеличить количество магазинов с продуктами «Лавки Традицій». Надеемся, что сможем проводить фестивали и собирать студентов в оффлайне, вернем прежние форматы, которые стало сложно реализовывать в этом году. И, конечно, продолжим развивать наши проекты и знакомить украинцев с вкусными локальными продуктами. Кроме того, будем экспериментировать с новыми форматами и развивать доставку.