Опубликовано

Торговым сетям придется делать ставку на низкие цены. Потребители заявляют, что будут совершать покупки в самых дешевых магазинах

Пандемия COVID-19 поспособствовала увеличению товарооборота продовольственного рынка Европы на 10% в 2020 году.

Кроме того, ограничения, связанные с коронавирусом, повлияли на более глубокие изменения в поведении и привычках потребителей и поставили перед торговцами новые вызовы.

Для европейских продуктовых ритейлеров 2020-ый год стал временем значительного ускорения изменений в потребительских тенденциях. Поскольку рестораны, офисы и школы в большинстве стран были в основном закрыты во время первой волны пандемии, потребители поспешили запастись продуктами - как в обычных магазинах, так и в Интернете - что привело к увеличению продаж на этом рынке.

Как указано в последнем отчете «Сбои и неопределенность - состояние розничной торговли продуктами питания в 2021 году», опубликованном McKinsey & Company и EuroCommerce, во время первого локдауна в марте 2020 года продажи FMCG-сектора показали средний рост на 20%, а в целом по 2020 году - на 10%. 

В отчете резюмируются изменения, произошедшие в торговли пищевыми продуктами в 2020 году и приводится анализ долгосрочных тенденций и воздействия пандемии на функционирование этого сектора в Европе. Он был создан на основе анкетирования, проведенного среди 48 глав ведущих компаний отрасли, а также опроса, в котором приняли участие более 10 тыс. потребителей со всей Европы.

Ограничения, введенные во время локдауна, повлияли на выбор места совершения покупок. Так, за последний год 14% покупателей в Польше сменили локации для покупок. Основными причинами этих действий были минимизация риска заражения (34%), а также близость и удобство расположения магазина (34%). Как следствие, поляки во многом отказались от покупок в гипермаркетах (снижение выручки на 7%) в пользу супермаркетов и дискаунтеров (рост выручки на 16,5% и 13,6% соответственно).

В последнем случае можно ожидать дальнейшего увеличения, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, 26% польских потребителей ожидают, что в 2021 году они будут больше тратить в дискаунтерах, что намного превышает средний показатель по Европе (9% респондентов). Во-вторых, в 2021 году потребители будут более сдержанными в отношении расходов, чем в 2020-ом. 37% опрошенных потребителей из Европы планируют найти способы потратить в 2021 г. на покупки продуктов меньше средств, чем в прошлом году. Этого ожидают и представители отрасли: 76% опрошенных руководителей продуктовых сетей в Европе ожидают, что потребители будут выбирать более дешевые продукты и уделять больше внимания ценам, что станет одной из ведущих тенденций отрасли в ближайшие 1-2 года.

Пандемия резко ускорила переход к онлайн-покупкам, и эта тенденция, несомненно, будет расти. На развитых рынках, таких как Великобритания, рост онлайн-продаж уже составляет более трети общего роста.

«Захватить часть рынка без эффективных онлайн-продаж становится все сложнее. В 2020 году канал онлайн-покупок вырос на 55%. Розничные продавцы продуктов питания были вынуждены чрезвычайно быстро адаптироваться к новой ситуации, в которой потребители ожидали не только доставки на дом, но и наличия более широкого ассортимента, легкого доступа и более дешевых вариантов», - комментирует Марчин Пурта, представитель McKinsey & Company.

Ожидается, что это изменение будет долгосрочным. Половина потребителей, начавших покупать в Интернете во время пандемии, не намерены возвращаться к своим старым привычкам.

Согласно исследованию McKinsey и EuroCommerce, европейские потребители чаще обращают внимание на роль нутриентов при выборе продуктов, планируя увеличить закупки продуктов с высоким содержанием белка (6% в среднем по Европе), с низким содержанием жира (10%) или продуктов с низким содержанием сахара (12%).

С отменой ограничений и возвращением к питанию вне дома пищевая торговля может потерять значительную часть прибыли, полученной во время локдауна. Хотя некоторые потребители заявляют, что они намерены и дальше развивать свои навыки по приготовлению пищи в домашних условиях, почти половина управленческого персонала компаний отрасли ожидает, что спрос на продукты питания снизится и что рыночная ситуация в 2021 году будет хуже, чем в прошлом году.

«Пандемия привела не только к увеличению товарооборота, но и к значительному росту затрат ритейлеров и возрастанию требований к безопасности сотрудников и клиентов. Огромный рост продаж продуктов питания в Интернете также влечет за собой необходимость значительных расходов на e-commerce, рентабельность которой будет оценена лишь через некоторое время», - говорит эксперт.

Общим знаменателем всех будущих тенденций является растущее давление на маржу, необходимость удовлетворения растущих потребностей клиентов и увеличение доли продаж в новых каналах.

Марчин Пурта утверждает, что торговцы, которые ищут смелые решения в ответ на текущие ключевые проблемы в сфере - среди прочего, продавая в Интернете или вводя в ассортимент здоровую пищу - имеют уникальную возможность завоевать и сохранить важную позицию на рынке.