Опубликовано

Послевкусие после «Фуршета»: как «Сільпо» поглощает очередную сеть

Коронавирус, как и любой иной серьезный кризис, продолжает проверять на прочность (а точнее, антихрупкость) все сферы и направления нашей жизни.

Не стал исключением и рынок ритейла. Вот уже который месяц все профильное комьюнити увлеченно следит, обсуждает (и даже местами участвует) в многосерийном сериале под названием «Большая волна поглощений 2020-2021». И если наследие ряда региональных сетей уже по большей части распределено, то такие сделки M&A, как поглощение объектов BILLA и «Фуршет», еще находятся на повестке дня.

С бывшими супермаркетами BILLA ситуация достаточно понятна — большую часть из их 35 остававшихся в Киеве и пригородах объектов планомерно переформатирует еще более укрепившаяся на столичном рынке сеть NOVUS. В этом процессе есть своя определенная специфика, часть помещений может в итоге отойти к конкурентам, но крупных изменений вряд ли стоит ожидать. В том числе потому, что NOVUS поглотил BILLA как юридическое лицо, вместе со всеми их обязательствами и долгами.

Что касается объектов ветерана рынка розничной торговли Игоря Баленко, чья сеть «Фуршет» на протяжении всех последних лет планомерно шла к закрытию и в итоге обанкротилась (оставив, по традиции, многомиллионные долги перед поставщиками и кредиторами), здесь сюжет намного более непредсказуем. В главной роли — один из лидеров рынка с ярко выраженным дизайнерским уклоном, сеть «Сільпо», однако есть целый ряд «но». Во-первых, география объектов значительно более неоднородна (только для «Сільпо» АМКУ разрешил сделку в 21 городе, а ведь это далеко не полный список). Во-вторых, часть бывших магазинов Баленко «Сільпо» точно не берет (в основном из-за нежелания вступать в конфликт с тем же АМКУ). В третьих, во многих случаях за объекты разгорелась нешуточная борьба — как правило, антагонистом главного героя снова выступает сеть NOVUS (конечно, в рамках комфортного для нее Киевского региона).

Стоит отметить, что Fozzy Group, в которую входит «Сільпо», является национальным лидером по поглощению других сетей. Заход в объекты «Фуршета» является уже 12-й подобной сделкой за последние 19 лет, хотя и одной из самых крупных — если поглощенных объектов будет, как прогнозируется, 39, впереди окажется лишь поглощение «Буми-маркета» в 2007 году, когда «Сільпо» приросло сразу на 40 магазинов. Еще одно интересное наблюдение — 10 из 12 поглощений состоялись до 2011 года, в последние же десять лет экспансия происходила в основном за счет органического роста.

С учетом большого количества новых открытий за короткий срок и крупных инвестиций, которых требует формат уникального дизайна в каждом магазине, команда «Сільпо» пока выбрала стратегию минимальных изменений в объектах «Фуршета» — многие магазины открываются «как есть». Решения, стоит ли переформатировать каждый конкретный магазин, будут приниматься уже по результатам их будущей работы.

Инвестиции в открытие больших дизайнерских супермаркетов «Сільпо» очень амбициозные — согласно последним сообщениям топ-менеджеров, они могут достигать 150-160 млн грн. Концепции, над которыми в режиме 24/7 работают команды разнопрофильных специалистов, действительно поражают воображение гостей и регулярно получают международные награды. Остается лишь предполагать, что и финансовая модель таких проектов демонстрирует хорошие показатели окупаемости.

А после недавнего запуска собственного R&D-центра искусственного интеллекта и инноваций Fozzy Group планирует в перспективе выйти на новый уровень качественного развития, обогатив весь рынок результатами своих экспериментов.

Автор: Денис Поддубский