Опубликовано

Rozetka начала развивать сеть аптек. С кем будет конкурировать на рынке?

Теги:
ROZETKA
e-commerce
Фото:
RAU

Rozetka выходит на рынок объемом около 100 млрд грн, где уже есть сети 911, Аптека Доброго дня, Аптека низких цен и даже Эпицентр.

Rozetka вышла на аптечный рынок — компания анонсировала открытие оффлайн аптеки в одном из своих магазинов около м. Почайна в Киеве. Она работает под вывеской «+ Rozetka аптека». Открытие стационарной торговой точки позволит Rozetka продавать лекарства и онлайн.

Крупнейший e-commerce ритейлер Украины. Выручка компании превысила 18 млрд. грн в 2020 году

С кем будет конкурировать украинский гигант e-commerce?

Подробностей пока немного. Первым анонсом стало фото торговой точки с вывеской «+ Rozetka аптека», которое опубликовала в конце сентября специалист по маркетингу компании Елена Распутная.

Издание rau.ua нашло среди компаний, которые получили лицензию на торговлю фармацевтическими товарами, ООО «Розетка Мед». Конечные владельцы компании — совладельцы Rozetka супруги Владислав и Ирина Чечеткины, следует из госреестра. Компания зарегистрирована в апреле. Ее уставный фонд — 20 000 грн.

По контактному телефону, указанному в реестре, корреспонденту LIGA.net ответили, что не уполномочены общаться с прессой. Владислав Чечеткин на момент выхода материала не ответил на запрос, отправлен через мессенджер.

Согласно лицензии, Розетка Мед может вести деятельность по адресу пр. Степана Бандеры, 6. По этому же адресу работает большой супермаркет Rozetka. На горячей линии маркетплейса уточнили, что аптека работает на территории магазина.

Сейчас для выхода на аптечный рынок хорошее время — в прошлом году был принят закон, разрешающий продажу лекарств в интернете.

Сможет ли Rozetka стать заметным игроком и с кем ей придется побороться на аптечном рынке?

До 2020 года в Украине действовал запрет на продажу лекарств через интернет, но он не распространялся на бронь препаратов. На этом сыграли сегодняшние крупные агрегаторы — Tabletki.ua, Liki.24 и Аптека 24. Зайти на их территорию пыталась и Rozetka.

«Маркетплейс завел к себе на сайт несколько аптечных сетей. В определенный момент число посещений этой категории достигло 200 000. Но спустя время по какой-то причине компания отказалась от развития этого направления», — рассказал LIGA.net топ-менеджер одной из крупных аптечных сетей.

По одной из версий, потребители тогда еще не были готовы к такому сценарию покупки препаратов. «Покупатель не понимал, почему для покупки лекарства его нужно сначала забронировать, а потом забрать в какой-то конкретной аптеке», — рассказывает об опыте работы c Rozetka аптек «Космо» Сергей Бартощук, экс-председатель наблюдательного совета сети, которая сотрудничала с маркетплейсом.

Сейчас на сайте Rozetka можно найти товары медицинского назначения (маски, перчатки, пластыри, бандажи, эластичные бинты, коляски, костыли и пр.), которые продают как сама компания, так и сторонние продавцы. Лекарств пока нет.

Открытие аптеки может быть попыткой Rozetka самой стать игроком аптечного рынка в первую очередь онлайн-сегмента, говорят участники рынка. Дело в том, что с 2020 года в Украине разрешено продавать лекарства онлайн. Но для этого, по лицензионным условиям, нужно иметь офлайновую аптеку, службу доставки или же сотрудничать с логистическим оператором, который смог бы доставить препараты и быть внесенным в реестр компаний, которые могут продавать лекарства в интернете.

Открытых данных об объеме рынка онлайн-продаж лекарств нет. В целом в 2020 году аптеки продали препаратов на сумму 92,9 млрд грн. В последние годы объем рынка растет в среднем на 16%.

"Если Rozetka решила развиваться на аптечном рынке, то с ее ресурсами и огромной базой клиентов она сможет в течение полутора лет стать заметным игроком. На месте крупных сетей я бы начал просыпаться и перестраивать стратегию", — убежден Бартощук.

Rozetkа придется побороться за долю с крупными игроками — Аптека 911, Доброго дня, агрегатором Аптека 24.

Аптеки — низкомаржинальный бизнес, но Rozetka сможет выиграть на объемах, говорит Бартощук. "У компании есть преимущество — это уже существующие клиенты, — объясняет он. — Именно их привлечение — самая существенная статья затрат".

Возможно, Rozetka сосредоточится только на доставке. «Для выдачи лекарств, купленных онлайн, нужно больше, чем одна аптека. А развить сеть органическим путем будет непросто. Сейчас у каждой из двух первых сетей аптек больше 1000 торговых точек. Разве что Rozetka купит какую-то из действующих сетей среднего размера», — говорит топ-менеджер одной из крупных сетей. На доставку лекарств приходится 15-20% продаж аптечного рынка, добавляет собеседник LIGA.net.