Парадоксы пандемии: розница в Украине идет по нарастающей
Лидеры сектора продовольственного ритейла в нашей стране не сбавляют обороты
Результаты исследования «Ритейл Украины: ТОП 180 торговых операторов FMCG по количеству магазинов, третий квартал 2021 года», проведенного компанией GT Partners Ukraine свидетельствуют, что львиная доля действующих в Украине ритейлеров (43%) уже оправились от последствий пандемии и в состоянии инвестировать в открытие новых магазинов. При этом, это касается как ведущих национальных торговцев, так и мелких региональных и локальных игроков, управляющих торговыми сетями из 2-10 магазинов.
В целом, за первые 9 месяцев 2021 года в Украине сетевые продовольственные операторы Украины открыли около 720 новых магазинов. Для сравнения отметим, что за аналогичный период 2020 г. был открыто 551 продуктовый маркет.
Интересно, что наибольшим количеством открытий новых магазинов по итогам января-сентября 2021 г. среди продовольственных торговых операторов отметилась компания Fozzy Group (Киев).
За первые 9 месяцев года этот ритейлер открыл 74 объекта, из них 43 супермаркета «Сільпо», 24 магазина сети Thrash! и 7 супермаркетов «Фора». Особенность ситуации в том, что Fozzy Group редко когда была главным драйвером именно в плане открытий: в последние годы пальма лидерства по этому показателю попеременно переходила то к АТБ, то к «КОЛО». Для сравнения отметим, что в январе-сентябре прошлого года Fozzy Group открыла лишь 31 новый супермаркет.
Еще один знаменательный факт — вторую строчку рейтинга лидеров по открытиям с начала текущего года (73 новых магазина) занимает компания «МХП» (Киев), управляющая франчайзинговой сетью магазинов «Мясомаркет». В целом, чуть более чем за год своего существования сеть «Мясомаркет» уже имеет в своем управлении более 120 объектов и входит в ТОП-10 списка крупнейших food-ритейлеров Украины по этому показателю.
69 новых магазинов открыл за три квартала 2021 года лидер украинского розничного рынка по величине товарооборота и общему числу торговых точек — компания «АТБ-Маркет» (Днепр). При этом, в сравнении с прошлым годом оператор несколько сбавил обороты: так, в январе-сентябре 2020 г. было открыто 84 дискаунтера АТБ. В самой компании уверяют, что наверстают упущенное за оставшиеся 3 месяца текущего года.
Еще один локомотив количественного развития рынка продовольственного ритейла Украины последних лет — компания «Аритейл» — в текущем году тоже снизила динамику экспансии. Под вывеской развиваемого ею бренда «КОЛО» в январе-сентябре 2021 г. открылось 56 магазинов, тогда как за тот же период прошлого года — 90 маркетов.
В квинтет ведущих food-ритейлеров страны по числу открытых магазинов в январе-сентябре 2021 г. вошел также региональный «Альянс предпринимателей «Основа» (Винница), развивающий сети магазинов «Домашній маркет», PRO и Osnova. В указанный период времени этот оператор сдал в эксплуатацию 45 новых объектов. В целом, по состоянию на конец сентября 2021 г. под управлением компании находится 73 торговых объекта современного формата (кроме этого, в портфеле компании есть также гастрономы прилавкового типа).
В целом, пять упомянутых ритейлеров (Fozzy Group, «Мясомаркет», «АТБ», «КОЛО» и «Домашній маркет» и) за три первых квартала 2021 г. суммарно запустили 317 новых магазинов, что составляет чуть меньше половины от общего числа новых открытий всеми FMCG операторами страны (44%).
Автор: Игорь Гугля,
All Retail