Опубликовано

Ритейл в материальном ущербе вследствие российской военной агрессии: как компании юридически правильно вернуть утраченные средства?

Теги:
война

Каждый день войны России против Украины наносит многомиллиардный ущерб для экономики Украины. Только прямые задокументированные убытки достигли более 97,4 млрд долларов США. Эти убытки включают 19 разрушенных/поврежденных торговых центров, 169 объектов складской инфраструктуры. Нарушенные логистические связи ежедневно создают новые вызовы ритейла для обеспечения торговых точек необходимым ассортиментом товаров.

Согласно нормам международного права, Российская Федерация обязана возместить потери, вызванные агрессивной войной, что запрещено международным правом. В то же время Россия много лет имеет репутацию государства, не уважающего нормы международного права и саботирующего выполнение решений, вынесенных международными судебными и арбитражными инстанциями против его государственных предприятий.

Правительство Украины еще в марте утвердило постановление, которым определило общие направления возмещения ущерба, среди которых заявлено намерение возмещать бизнесу как прямые убытки (разрушенное/поврежденное имущество, товар, др.), так и упущенную выгоду, вызванную войной. Но до получения реального возмещения еще далеко.

Поэтому, основным вопросом остается все же: какой действенный инструмент защиты (национальный или международный) следует выбрать, чтобы в конечном итоге нанесенный ущерб был возмещен. Будем откровенны и сразу предупредим, что действующие инструменты защиты не гарантируют такого результата. В то же время, на уровне наших международных партнеров (США, Великобритания, ЕС) разрабатываются мероприятия по созданию новых действенных механизмов и мы верим, что последние появятся в ближайшее время.

В этой статье мы сосредоточимся на основных мероприятиях, которые следует принять уже сегодня владельцам торговых центров и ритейлерам (арендаторам), которые понесли убытки в результате войны, а также очертим механизмы для возмещения существующих сегодня убытков и могут появиться в ближайшем будущем.

ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ФИКСАЦИЯ УБЫТКОВ (СБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ)

Конечно, сбор доказательств зависит от многих факторов, одним из которых является безопасность и доступ к объекту (прекращение активных боевых действий, деоккупация, разминирование). Организацию на местном уровне в этом направлении осуществляют соответствующие государственные и военные администрации с привлечением при необходимости других уполномоченных органов.

Разрабатывая стратегию сбора доказательств, независимо от вида имущества, следует сосредоточиться на подтверждении состояния имущества до и после происшествия, а также причин, по которым имущество получило повреждение/разрушение.

На территориях, где не ведутся активные боевые действия, следует обратиться к следующим основным способам фиксации ущерба и их причинам:

  • Получение документов от органов ГСЧС. Если в результате вооруженного нападения на вашем объекте возник пожар, следует получить документ от соответствующего отдела ГСЧС (акт комиссии), удостоверяющий факт пожара, сведения о нем.
  • Фото-, видеофиксация происшествия, в результате которого имуществу нанесен ущерб. Лучше проводить такую фиксацию с экспертами, которые будут в дальнейшем привлечены для расчета убытков, проведения соответствующих судебных экспертиз.
  • Обзор/обследование состояния. Для каждого имущества есть свои особенности по фиксации повреждений/разрушений.

Что касается торговых центров как объектов недвижимости, за период войны законодателем введен достаточно четкий алгоритм действий по их обследованию и определению возможности восстановления/дальнейшей эксплуатации. В частности, владельцам торговых центров необходимо будет пройти процедуру обследования объектов недвижимости и получить соответствующий отчет и акт по обследованию.

Кроме этого, как в отношении объектов недвижимости, так и в отношении другого имущества, товаров, которые уничтожены или повреждены, обязательно проведение инвентаризации такого имущества предприятием. В этом разрезе также следует обратить внимание на необходимость получения сертификата ТПП для целей налогообложения (в частности, основных средств).

  • Проведение судебных экспертиз (строительно-технической, судебно-экономической и т.п.). Как в рамках уголовного производства, так и в ходе собрания доказательств потерпевшие убытки ритейлеры могут также получить выводы судебных экспертиз, что будет служить дополнительным доказательством для подтверждения причиненного ущерба и причин его причинения.

В ходе сбора доказательств арендаторам торговых площадей или складских помещений следует тесно сотрудничать с владельцами недвижимости, в частности, и приобщиться к уголовному производству, ведь часть доказательств будет собрана именно в отношении объекта недвижимости, где произошло событие.

ФИКСАЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Еще со времен аннексии Крыма и оккупации части Донбасса этот инструмент был действенным, чтобы зафиксировать потерю бизнесом контроля над своим имуществом или разрушение такого имущества в результате боевых действий. Сбор доказательств в рамках уголовного дела позволяет зафиксировать причинно-следственную связь с событием (определенными боевыми действиями) и вызванными им последствиями — повреждением/разрушением имущества, убытками бизнеса в связи с оккупацией. Поэтому, регистрация уголовного производства важна, независимо от того, где находится ваше имущество.

Такую регистрацию следует проводить двумя параллельными путями:

  • через официальный ресурс warcrimes.gov.ua, а также
  • путём подачи физически заявления о преступлении.

Именно благодаря высоким стандартам доказывания в уголовном процессе все собранные доказательства и материалы вашего дела могут быть использованы в дальнейших судебных процессах.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМУЩЕСТВА К РАЗРУШЕНИЮ

Владельцу имущества (будь-то недвижимость или товар/оборудование, которым нанесен ущерб) следует также позаботиться о сборе документов, подтверждающих состояние имущества к разрушению (проектная документация и разрешительные документы, правоустанавливающие документы, технический паспорт, данные балансовой стоимости по капитальным инвестициям, товарных остатков и т.п., фото/видеофиксация состояния имущества к разрушениям, заключения об экспертной оценке/рыночной стоимости имущества, кредитных/ипотечных договорах и т. д.).

В случае потери всей первоначальной документации на объект, рекомендуем обновить сведения последней сданной финансовой отчетности (в электронной форме) и данные из соответствующих государственных реестров.

ОЦЕНКА УБЫТКОВ

Расчет убытков (прямых и упущенной выгоды) на уровне украинского законодательства должен производиться по методике, разработанной Фондом государственного имущества Украины и Минэкономики. Вместе с тем в этом вопросе следует обратиться к международному опыту оценки ущерба в рамках международных арбитражей и судебных процессов, уже имеющих соответствующие наработки. В этом вопросе будет полезна работа с профессиональными экспертами, имеющими соответствующий опыт.

ВЫБОР МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ

Как уже упоминалось, самым сложным вопросом является выбор действенного механизма защиты, что обеспечит реальные шансы получить компенсацию нанесенного ущерба. При определении стратегии компенсации ущерба из России нужно очень внимательно и взвешенно проанализировать все аспекты предстоящей борьбы — время, расходы, скорость и возможность выполнения решения и т.д.

Далее будут определены основные выводы действующих национальных и международных механизмов, а также тех механизмов, которые могут появиться в будущем.

Национальные механизмы

Иски бизнеса против РФ в украинских судах. В конце апреля Верховный Суд решил, что иски о возмещении вреда нанесенного жизни и здоровью человека вооруженной агрессией РФ могут рассматриваться украинскими судами с игнорированием судебного иммунитета России. Наряду с этим, аналогичной практики по делам по искам бизнеса пока нет. Даже если предположить, что Верховный Суд придет к тем же выводам по поводу игнорирования судебного иммунитета по делам бизнеса против РФ, остаются вопросы: хватит ли в Украине российских активов для удовлетворения требований бизнеса, если государство будет само конфисковывать такие активы? Сможет ли бизнес выполнить такие решения вне Украины, учитывая все процессуальные нюансы?

Международные инструменты

Что касается международных инструментов, существует мнение, что Украина хочет взять на себя роль «флагманского» истца — переговорщика в соответствующем международном процессе. В свою очередь частные заявители должны будут отступить Украине права требования к РФ в обмен на будущие компенсации, а Украина уже сама будет судиться на международной арене, например в Международном суде ООН. Этот сценарий развития событий, скорее всего, будет приемлем для частных истцов с большим ущербом, поскольку они не будут иметь возможность активно влиять на соответствующий процесс.

Другое ожидание состоит в том, что в возможном международном процессе Украина будет доказывать все необходимые фактические и юридические аспекты для привлечения РФ к ответственности, тогда как индивидуальные заявители, которые в дальнейшем присоединятся к процессу, будут доказать только факт нанесения и размер соответствующего ущерба.

Среди действующих международных инструментов, где бизнес сам может искать возмещение убытков, можно привести инвестиционный арбитраж и ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Однако это инструменты мирного времени и их применение, чтобы получить компенсацию за потери в результате активных боевых действий, будет ограниченным или вообще невозможным.

Инвестиционный арбитраж, хорошо себя зарекомендовавший на примере «крымских» дел, может стать решением для бизнеса, чьи активы потеряны из-за действий России после оккупации определенных территорий Украины и установления контроля над ними.

Небольшие суммы компенсаций и ограниченные временные рамки жалоб (только по событиям, которые имели место до 16 марта 2022 года) могут стать факторами, которые будут останавливать часть заявителей от обращения в ЕСПЧ. Вместе с тем ЕСПЧ остается достаточно эффективным и относительно дешевым инструментом для рассмотрения соответствующих жалоб, и мы видим заинтересованность и готовность заявителей с относительно небольшими суммами требований.

Вместе с тем поскольку война РФ против Украины полностью перечеркнула мировой порядок, с высокой вероятностью будут появляться новые механизмы для компенсации потерь Украины и бизнеса. Среди наиболее действенных мы рассматриваем те механизмы, которые позволят возврат взыскания для компенсации ущерба на замороженные подсанкционные активы России и отдельных лиц/компаний. Такие механизмы могут быть реализованы через:

  • Многосторонний международный договор для возмещения потерь Украины. Некоторые эксперты считают, что на основе договоренности западных стран может быть создан новый орган, который возьмет на себя администрирование замороженных активов и дальнейшее использование их для компенсации ущерба. Создание такого механизма точно не будет быстрым и потребует больших усилий как на международном уровне, так и на национальном уровне тех стран, которые изъявят желание присоединиться к договору.
  • Иски/процедуры в странах Запада. Мы заинтересованно наблюдаем за продолжающейся дискуссией в некоторых иностранных странах, в которых имеются замороженные активы РФ и ее предприятий, о предоставлении права подавать иски против России на территории соответствующих стран.

Эта опция очень агрессивна и, соответственно, интересна частным заявителям, поскольку предусматривает возможность непосредственно обратиться в национальные суды соответствующего государства с исками о возмещении ущерба и самостоятельно контролировать ход соответствующих событий, насколько это разрешается национальными процессуальными правилами. В случае удовлетворения таких исков, исполнение соответствующих решений будет происходить именно за счет активов, замороженных на территории страны, где вынесено соответствующее решение.

В марте Сенат США принял резолюцию, предусматривающую, что российские подсанкционные активы должны быть направлены Украине, в том числе для ее экономического восстановления. Эта резолюция не имеет силы закона, но выражает «свободу и видение Сената». На рассмотрении в Конгрессе США находится законопроект, который позволит, в том числе и бизнесу, обращаться с исками о взыскании различных форм убытков с РФ в суды США.

Ожидается, что дальнейшее исполнение таких решений будет происходить благодаря замороженным подсанкционным активам, находящимся на территории США. Еще один законопроект наделяет Президента США широкими полномочиями для передачи замороженных активов Украине. Подобные инициативы уже появились и в Канаде, которая хочет стать первой из стран Большой Семерки, что позволит продажу подсанкционных российских активов и передачу полученных средств Украине. Запрос на разработку подобного законодательства в других странах Запада тоже очень высок.

В то же время, эта опция вызвала много споров в международном юридическом сообществе, ведь она ставит под вопрос концепцию судебного иммунитета государства и потенциально открывает ящик Пандоры на будущее.

Выводы

Как видим, сегодня нет идеального механизма для взыскания возмещений из России. Новые механизмы продолжают формироваться, а значит, возможности для эффективной юридической борьбы с РФ обязательно появятся.

Именно поэтому сейчас важно принять первоочередные меры по качественной фиксации доказательств нанесенного ущерба и их оценке, которые можно будет использовать как в Украине, так и в других юрисдикциях.

Тимур Бондарев, управляющий партнер, руководитель практики недвижимости и строительства компании Arzinger,

Татьяна Сторожук, старший юрист по практике недвижимости и строительству компании Arzinger,

Владимир Наконечный, юрист практики международного разрешения споров и арбитража компании Arzinger.