Отрасли e-commerce нужны небольшие городские склады
Согласно последнему отчету компании Colliers «ExCEEding Borders Small Business Units & Last Mile Logistics Sector», сделанного на основе анализа 15 стран Центральной и Восточной Европы, количество запросов по составам SBU (Small Business Units) и LML (Last Mile Logistics) – логистических об для обработки последнего этапа доставки, – растет.
Общая площадь объектов SBU/LML в проанализированных странах Центральной и Восточной Европы составляет более 3 млн. кв. м, но они распределены неравномерно. Наибольшее предложение зафиксировано в Польше — почти 2 млн кв.м.
"В ближайшие кварталы можно ожидать дальнейшего динамичного развития этого сегмента рынка, а также общего роста спроса на промышленные и логистические (I&L) площади в этом регионе", — говорится в анализе.
Онлайн-торговля приводит к повышению цен в логистике
Увеличение спроса на небольшие городские склады и логистические объекты для обработки последнего этапа снабжения, является результатом динамичного развития индустрии e-commerce. Кевин Тюрпен, региональный руководитель отдела рынков капитала в Центральной и Восточной Европе в Colliers, объясняет, что в последние несколько лет спрос со стороны промышленных и логистических арендаторов в странах ЦВЕ-15 был сильным и обусловливался в основном секторами 3PL, розничной торговли, дистрибуции, автомобильной промышленности и FMCG.
"Во время пандемии мы наблюдали больший интерес со стороны арендаторов из сектора e-commerce и логистических операторов, предлагающих свои услуги розничным торговцам и компаниям, продающим в Интернете. Увеличение запросов на помещение SBU/LML также является следствием этой тенденции", — добавляет эксперт.
Общее предложение современных складских площадей в Польше к концу 1 квартала 2022 года превысило 25 млн кв. м, а польский рынок I&L является крупнейшим в регионе. Только в прошлом году девелоперы сдали около 3,1 млн кв. м новых площадей, что является самым высоким годовым результатом в истории польского рынка I&L.
Спрос на логистические площади растет
"Мы имеем дело с высоким спросом на промышленные и логистические площади. В 2021 году рынок складских помещений побил рекорд по валовому спросу — сдано в аренду 7,5 млн кв.м по сравнению с 4,2 млн кв.м в 2019 году, то есть к пандемии COVID-19″, — говорит Мацей Хмелевски, старший партнер, директор департамента логистических и промышленных площадей в Colliers.
В настоящее время в странах ЦВЕ-15 строится около 500 000 кв.м площадей SBU/LML, большая часть которых строится именно в Польше (310 000 кв.м). Аренда и плата за эксплуатационные услуги в объектах такого типа обычно намного выше, чем в стандартных инвестициях в I&L (как затраты на строительство).
Склады SBU и LML компенсируют высокую стоимость аренды удобным месторасположением и адаптацией к потребностям арендаторов. В большинстве стран ЦВЕ-15 ставки аренды такого типа площадей колеблются от 4 до 10 евро/кв. м/месяц, а в Чехии и Эстонии, например, могут достигать даже 12 евро/кв. м/месяц.
Из-за значительных изменений в поведении потребителей, производстве товаров и глобальных цепях поставок, вызванных пандемией и войной в Украине, промышленные и логистические площади стали одними из самых востребованных как в регионе ЦВЕ, так и во всем мире. Инвестиционные операции в секторе I&L составили в среднем примерно 25% всех транзакций в регионе ЦВЕ-6 за последние 5 лет.
Все меньше земли в Центральной и Восточной Европе
Colliers отмечает, что вся Центральная и Восточная Европа сражается с дефицитом земельных участков, особенно в самых привлекательных местах.
Некоторые из наиболее активных девелоперов в промышленном и логистическом сегменте за последние несколько лет закрепляли земельный банк для будущих инвестиций. Другие земельные участки, особенно в крупных городах или вблизи них, могут являться объектами интереса тех девелоперов, которые могут предложить лучшую цену.
"Сейчас промышленно-логистический сектор активно развивается, и мы не ожидаем существенных изменений в этой тенденции в ближайшее время. Существует вероятность того, что развитие сектора несколько замедлится, пока строительные рынки и цепи поставки в какой-то мере не стабилизируются. Однако это замедление будет кратковременным, а не долгосрочным", — говорит Кевин Тюрпен.