Опубликовано

Потребители хотели бы вести экологический образ жизни, но не могут себе этого позволить

Согласно исследованию Sustainability Sector Index 2022, проведенному компанией Kantar, 65% потребители хотят сделать больше, чтобы оздоровить планету и сохранить окружающую среду, но в этом им мешает рост стоимости жизни. Кроме затрат, основным барьером, мешающим потребителям жить в соответствии с принципами устойчивого развития, является отсутствие знаний об экологических альтернативах продуктов и услуг.

97% респондентов готовы принять меры, чтобы вести более экологичный образ жизни, но они сталкиваются с многочисленными препятствиями на пути осуществления таких инициатив. 68% респондентов считают, что продукты, более полезные для окружающей среды и общества, являются более дорогими. В свою очередь, 65% опрошенных хотят сделать больше для решения проблем планеты и окружающей среды, но им мешает рост стоимости жизни. Больше всего на это обращают внимание жители Северной и Южной Америки (70%).

«Активные» и «пассивные» потребители

Одна треть населения мира не уверена, сможет ли действительно изменить ситуацию благодаря своему выбору. В то время как 29% потребителей являются одними из самых активных, когда речь идет о содействии устойчивому развитию. В Европе самая высокая доля «активных» покупателей, которые верят, что своими действиями могут изменить ситуацию и чувствуют, что социальные и экологические проблемы касаются их лично.

Исследование Kantar также показывает, что потребители испытывают разные социальные и экологические проблемы в разных секторах экономики и ожидают от компаний их решения. Уменьшение количества отходов при этом является приоритетным пунктом для брендов во всем мире.

Что потребители ожидают от предпринимателей?

Потребители ожидают, что компании будут бороться с избыточным количеством упаковки и материалами, не подлежащими переработке в 24 из 38 секторов, определенных в опросе.

Отходы и циркулярная экономика являются основными темами, которыми компании должны заниматься в большинстве секторов, включая FMCG, ритейл, технику, технологии, туризм, мебель, дрогери и другие.

На втором месте оказалось сокращение выбросов углекислого газа. Потребители ассоциируют компании из 15 секторов (с 38 в целом) с их углеродным следом и выбросами парниковых газов, приводящими к глобальному потеплению. В них входят компании из таких отраслей, как туризм, электроника, автомобилестроение, нефть и газ, домашние развлечения, телекоммуникации и т.д.

Экология слишком дорога для потребителей?

"Хотя сегодня мы наблюдаем многие другие кризисы в мире, желание потребителей предпринимать проэкологические действия не уменьшается. Однако экологически чистые продукты часто воспринимаются как более дорогие, что затрудняет их массовую продажу. Такое убеждение распространено даже среди наиболее преданных потребителей — 77% опрошенных считают, что экологические товары дороже, а цена усложняет следующие шаги для защиты планеты«, — отмечает Карин Тринкветел, эксперт по устойчивому развитию Kantar.

Эксперт подчеркивает, что устойчивое развитие становится роскошью, доступной только для более состоятельных людей. Брендам следует расширяться и выводить продукты на рынок по ценам, доступным для массового потребления. «В дополнение к ценовым действиям, бренды должны отдавать себе отчет, что потребители имеют четкое понимание того, на чем каждый сектор должен сосредоточиться. Поэтому должны разрабатываться стратегии устойчивого развития с учетом этих убеждений», — говорит Тринкветел.

Следует помнить о локальных отличиях

В сфере построения стратегии устойчивого развития следует не забывать о местной специфике.

Результаты Sustainability Sector Index 2022, как и предыдущих исследований, обращают внимание бизнеса на экологические проблемы, сосредоточенные вокруг воды, так и на широкие социальные проблемы, связанные, например, с условиями труда, доступом к достойной работе или здравоохранению.

По результатам социологического исследования, проведенного в апреле 2021 года, «Экологические тренды в Украине: взгляд граждан», каждый второй украинец (50,9%) вносит свой личный вклад в улучшение экологической ситуации, экономя тепло, воду, электричество и газ. Чуть меньшее количество опрошенных (44,9%) сортирует мусор, сдает опасный мусор (батарейки, электронику, ртутные лампы и т.п.) в специальные приемные пункты. Каждый шестой респондент (15,1%) не использует или почти не использует изделия из пластика (одноразовая посуда и бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.п.).

Согласно данным массового опроса, около половины граждан (46,1%) иногда покупают органические пищевые продукты. Каждый третий опрошенный (32,9%) никогда не покупает такие продукты, а каждый десятый (11,4%) покупает их очень часто.

Подавляющее большинство украинцев (87,1%) считают, что будущие поколения человечества могут столкнуться с проблемой выживания из-за экологических проблем («точно да» — 47,3%, «скорее да» — 39,8%). Не видят таких рисков для будущих поколений только 7,0% опрошенных («точно нет» — 1,4%, «точно нет» — 5,6%); почти такое же количество респондентов (5,9%) не определилось с ответом на этот вопрос.

В украинском обществе существует запрос на повышение уровня экологического сознания и культуры и работа в этом направлении может стать одним из действенных механизмов улучшения экологической ситуации в украинских городах и селах. Поэтому правительству и органам местного самоуправления важно проводить среди общин информационно-просветительские кампании по разъяснению, как именно и для чего нужно сортировать мусор, куда сдавать опасные отходы, как экономить тепло и воду, насколько вредно сжигание мусора и сухой растительности для окружающей среды и т.д.