Вернуться нельзя покинуть: сложное возобновление украинского ритейла на Херсонщине
Из-за военных действий и 9-месячной оккупации Херсона большинство украинских торговых операторов покинули часть Южной Украины. Приостановление деятельности весь этот период называлось "временным" без определения каких-либо временных рамок. С 11 ноября в Херсон начали возвращаться крупнейшие украинские ритейлеры: АТБ, Сільпо, ROZETKA и др.
Кто вернулся?
Компания «АТБ-маркет» одной из первых торговых сетей возобновила работу магазинов в Херсоне. Сейчас в городе работает 3 торговых точки оператора, учитывая, что до войны функционировало 24 дискаунтера. Торговые точки АТБ работают без централизованного электроснабжения на дизель-генераторах, без водоснабжения и без общей связи (только с помощью Starlink). Как быстро ритейлер будет восстанавливать торговые объекты, пока неизвестно, поскольку город закрыт и, кроме того, сообщается о заминированных участках. До получения разрешения большинство торговых операторов не могут осмотреть свои объекты и оценить положение дел на локации.
Другой food-ритейлер Fozzy Group возобновил деятельность 1 своего супермаркета «Сільпо» из 5 торговых точек в городе (на просп. Строителей, 27-А). Открытие «Сільпо» в ЦУМе на ул. Ушакова, 49 планируется в скором времени, поскольку эта торговая точка во время оккупации была переоборудована в «Сытный маркет» и разворовано большинство оборудования. В «Сільпо» сообщают, что первое время в ассортименте будет доступна стеллажная продукция — то есть то, что стоит на полках и не требует температурного режима. Ритейлер будет завозить свежие фрукты и овощи и хлеб пока не из собственной пекарни.
Сеть электроники и бытовой техники «Фокстрот» 19 ноября открыла первое представительство своего бренда в освобожденном городе — в ЦУМе на проспекте Ушакова, 26. Пока магазин работает как точка выдачи и оформления интернет-заказов, впоследствии планируется возобновить полноценную работу с товарным наполнением и расширенным услуг.
В таком же формате работает ROZETKA, после возобновления работы первой точки выдачи по ул. Некрасова, 29. Кроме получения онлайн-заказа ROZETKA предлагает купить с витрины товары для неотложных нужд: пищевые продукты, спальники, одеяла, павербанки, обогреватели, плиты и прочее, примерить вещи в примерных, оплатить покупку картой или наличными, вернуть товар и подзарядить гаджет.
До начала войны в Херсоне работали 6 объектов сети «ЭКО-маркет». В день освобождения Херсона ритейлер в социальных сетях анонсировал открытие.
Известно, что оператор планирует возобновлять работу торговой точки на Николаевском шоссе, 19 в Херсоне.
Кто вернется в город?
До начала полномасштабного вторжения в Херсоне работали 10 украинских food-ритейлеров, суммарно предлагавших доступ к 65 торговым точкам. При этом АТБ был продовольственным оператором с наибольшим количеством торговых точек, далее в рейтинге по количеству объектов шел франчайзинговый оператор «Мясомаркет» с 11 магазинами. Пока этот ритейлер не возобновил работу маркеров, но на странице в Facebook сообщил, что готовится к открытию.
Локальная южноукраинская сеть «Апельсин» до оккупации насчитывала 6 торговых объектов в Херсоне, равно как и сеть «Фреш», входящая в портфель группы компаний «Евротек». По 1 супермаркету в городе также имели сети «Велмарт», «Таврия В» и «Копейка».
Из-за военных действий и оккупации Херсона получил повреждения и был разграблен торгово-развлекательный центр FABRIKA. Однако руководством запланирован перезапуск и даже ребрендинг ТРЦ, куда могут вернуться «Сільпо», Алло и другие ритейлеры. По словам Максима Гаврюшина, операционного директора управляющей компании Budhouse Group, запуск будет происходить в 2-3 этапа и при благоприятных условиях частично можно запустить первую очередь уже в январе.
Восстановление пищевой промышленности в Херсонской области может произойти в ближайшей перспективе, поскольку, например, деоккупировано предприятие «Данон Днепр» в Херсоне, на заводе которого производили продукты «Активиа», Danone и «Растишка». Однако до сих пор оккупированными остаются в Каховке заводы производителя кетчупов, соусов и майонезов «Чумак», а также коньячный завод «Таврия».
Учитывая все данные, можно заключить, что наращивать количество возобновляемых объектов будут, в первую очередь, торговые операторы с наибольшим количеством магазинов в деоккупированных регионах: АТБ, Fozzy Group («Сільпо»), «МХП» («Мясомаркет»), «ЭКО-маркет». Как ни крути, национальным ритейлерам будет значительно легче организовать логистику и пополнять товарные запасы, чем локальным операторам.