Опубликовано

Красота нуждается в деньгах: потребительские привычки в Украине и Европе

Экономное потребление стало важным трендом на украинском рынке косметики и средств личной гигиены. Большое количество украинцев за последние три года были вынуждены перейти от товаров премиум-сегмента к стандарту и от стандарта к эконом-товарам.

Снижение наблюдалось в ряде категорий, и предложения своих торговых марок были одними из самых привлекательных для потребителей. Ситуация была выгодна и для местных производителей, предлагавших потребителям конкурентоспособные цены, и для корпораций, воздерживавшихся от корректировки своих розничных цен до эквивалента в долларах.

Развитие украинского рынка

Цена становится сегодня самым влиятельным фактором в принятии решений о покупке многих потребителей, а также основной платформой для конкуренции во всех категориях. Несмотря на общую тенденцию экономного покупательского поведения, три сегмента украинского рынка продолжают открывать возможности для экспортеров:

● Профессиональная косметика, в том числе инъекционные наполнители

● Товары для ногтевого сервиса

● Оборудование для салонов красоты

В этих сегментах импортная продукция занимает 94% рынка, местное производство ограничено. Восходящий спрос на «экологические» продукты был удовлетворен все большим количеством новых местных брендов в этой категории.

В целом большинство отечественных производителей работают в натуральном сегменте. Также локальная промышленность придерживается тенденции сближения фармакологии и косметологии. Каждый косметический бренд имеет аптечную линейку, а фармацевтические производители охотно сотрудничают с косметологами.

По данным отчета «Health & Beauty Retailing In Ukraine, Market Shares, Summary And Forecasts To 2022» в перечень основных компаний, работающих в этой сфере для удовлетворения широкого спроса потребителей в данной категории розничной торговли входят: «АТБ-Маркет», Watsons, PROSTOR, «Мед-Сервіс», «Аптека Низьких Цін», EVA, Avon, «Український Аптечний Холдинг», Farmacia и другие.

В связи с ростом осведомленности в вопросах здоровья повышается запрос потребителей на натуральную косметику, что является ключевым фактором значительного роста продаж в этом секторе. С ростом спроса на товары для здоровья и красоты крупные розничные сети создают платформы, где клиенты могут сравнивать различные продукты и покупать онлайн (например, EVA, MakeUp.ua и др.).

Тенденции в Европе и Украине

По данным исследования, проведенного ассоциацией Cosmetics Europe, среднестатистический европеец использует 13 косметических средств в неделю, при этом пользуется только семью косметическими средствами в день.

Анализ потребительских привычек европейцев показывает, что 71% потребителей континента считают, что косметика и средства ухода играют важную или очень важную роль в улучшении качества их жизни. В то же время 27% потребителей в возрасте до 25 лет признали, что косметика и средства ухода играют важную или очень важную роль в повышении их самооценки.

Что интересно, молодые люди в возрасте 18-24 лет в течение недели используют 16 косметических средств. Такое расширение целевой аудитории рынка в эпоху цифровых технологий и популярности социальных сетей Instagram и TikTok оказывает влияние на спрос на косметику среди подростков и даже детей. Это обусловлено видеоматериалами с разными типами внешности, тест-драйвами разных косметических продуктов и масками с макияжами.

Таким образом, среднестатистический потребитель становится все моложе. Кроме того, целевая аудитория продолжает расширяться не из-за необходимости выглядеть ухоженно, а из-за неотъемлемости рутинного утреннего ухода за внешностью. Такая тенденция наблюдается как у мужчин, так и у женщин независимо от возраста.

Среди остающихся в стране украинцев спрос на товары для рациональных нужд не уменьшается, а в некоторых категориях даже растет. По данным исследования «Украинский потребитель 2022», проведенного компаниями Publicis Group и Global Web Index, в категории товаров ухода за кожей (дезодоранты, увлажняющие кремы) и волосами (шампуни) запросы выросли на 43% и 36% соответственно по сравнению с декабрем 2020 года.

В категориях дополнительного ухода наблюдается такая динамика: покупки духов и лосьонов для тела выросли на 3% по сравнению с декабрем 2020 года, косметики — на 5%, средства для укладки волос — на 11%.

В связи с желанием украинских потребителей минимизировать затраты и искать положительные эмоции в доступных вещах, на которые они способны влиять, растет спрос на большую экономичную упаковку. К тому же, при покупке средств по уходу примерно половина потребителей активно ищет акции и скидки на желаемые позиции. Расширение целевой аудитории молодыми людьми поколения Z, которые бережливы и озабочены окружающей средой, является одной из причин растущего запроса на экологические товары.