6 технологических трендов ритейла, сменивших отрасль
Сектор розничной торговли находится в разгаре кардинальных изменений, особенно когда речь идет о покупательной активности потребителей. Технологии являются не только основным двигателем развития отрасли, но часто также необходимым фактором, позволяющим дальше функционировать на этом конкурентном рынке. Компания PwC рассказала, как в последние годы изменились технологии розничной торговли.
По мнению экспертов PwC, чтобы не покинуть рынок, ритейлеры должны осуществлять технологическую трансформацию на двух уровнях, которые компания описывает как: «выше стекла» и «ниже стекла». Это обеспечит стабильный рост, операционную эффективность и новые источники дохода от цифровых каналов. Основным трендом в секторе розничной торговли считается frictionless store, развивающийся в направлении полностью цифровых покупок.
Какие технологические тенденции изменили отрасль ритейла за последние годы? PwC приводит шесть из них.
Bricks and mortar shopping
Это традиционная модель покупки в магазине, расположенном недалеко от дома или офиса. В последние годы возросла популярность магазинов типа convenience, в отличие от крупных супермаркетов. Формат convenience позволяет делать покупки быстро и эффективно. Ключевым элементом является поддержка ИТ-систем, таких как POS (Point of Sale) или SCM (Supply Chain Management).
E-commerce
Онлайн-магазины позволили многим потребителям пережить пандемию. Основными мотивационными факторами для покупки в Интернете являются: круглосуточная доступность, отсутствие необходимости уходить в магазин и более привлекательные цены, чем в оффлайне. Интересно, что самым популярным устройством для совершения онлайн-покупок стал смартфон.
Self check-out
Ритейлеры обычно сами создают технологию SCO (self check-out), позволяющую клиентам совершать покупки и платежи без помощи кассира. Идея возникла на основе использования вендинговых машин, подающих продукт после ввода соответствующего кода. Бесконтактные платежи восстановили свою популярность и вместе с тем позволили вывести на рынок магазины самообслуживания, например, Amazon GO, Żabka Nano, Tesco GetGo.
Scan as you shop
Технология Scan & Go позволяет снизить очереди на кассе и приносит дополнительную экономию для магазина с точки зрения занятости площадей клиентами и расходов на персонал. Решение заключается в том, что клиент подходит к кассовому аппарату, сканирует свои покупки и производит безналичный расчет с помощью экрана. Однако наличие классических касс все же необходимо, поскольку часть потребителей предпочитает непосредственно контакт с людьми и наличную оплату.
Q-commerce
Quick-commerce является преемником e-commerce, усиленным более эффективной логистикой. Quick-commerce — это тренд, когда покупки доставляются к двери клиента в течение нескольких минут после заказа. Такая модель продаж наиболее эффективна в условиях высокой плотности населения, то есть в крупных городах. Как следствие, клиенты более подвержены оплате чаевых за удобство, что увеличивает маржинальность товара. Но quick-commerce не исключает модель e-commerce, в которой клиенты ищут низкие цены и готовы ждать доставку подольше.
Frictionless retail
Frictionless retail — последний тренд, в котором благодаря использованию новейших технологий (IoT, AI, Cloud) покупки в магазине ограничиваются 3 простыми шагами: зайти в магазин, выбрать продукты, выйти из магазина. Без очередей, сканирование товара или оплаты в кассе. Основой таких решений есть технологии, которые работают с помощью искусственного интеллекта. Технология позволяет автоматически определять, какие продукты выбрал клиент, и автоматически взимает оплату с его счета. Как правило, для этого используется мобильное приложение, установленное на телефоне, но также есть возможность авторизации с помощью кредитной карты или биометрических данных — например, сканирование отпечатков пальцев на входе в магазин.