Опубликовано

Иностранные ритейлеры все еще в России — почему они остаются?

Россияне все еще могут воспользоваться предложениями сетевых ресторанов и баров западных брендов, ведь далеко не все решили покинуть эту страну. Даже если некоторые компании передумают, им придется столкнуться с другим вызовом: Кремль планирует сделать выход из России более сложным и, прежде всего, более дорогим.

Почему компании не торопятся выходить с российского рынка?

Крупные розничные и продовольственные компании, решившие остаться в России, должны защитить свои финансы и местный персонал и не быть скомпрометированными даже если они платят налоги в российский госбюджет.

Многие не хотят, чтобы их активы попали в руки прокремлевских магнатов. Компании могут просто национализировать, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков неоднократно упоминал о положении о защите работников.

McDonaldʼs покинул Россию

Немногие компании были такими непоколебимыми, как McDonaldʼs, который в мае 2022 года продал свои российские рестораны местному инвестору. Но такой шаг уже непрост: потенциальных покупателей из-за санкций стало меньше, а Кремль неохотно одобряет продажу западных активов.

Правительство изменило правила и теперь требует значительных скидок и уценок: при каждой продаже компании или завода до 50%. Говоря о дополнительных расходах при выходе из рынка, Песков сказал, что «рынок такой, какой он есть», и добавил, что "компании выходят по определенным рыночным условиям".

"Черный список" — ритейлеры, работающие в России

Еще в январе 2023 года брюссельский аналитический центр Eurointelligence отмечал, что большинство западных компаний не вышли из России после начала агрессии против Украины.

Профессор Джеффри Зонненфельд и его исследовательская группа из Йельского университета составили список компаний, не ушедших с российского рынка в начале вторжения в Украину. В списке также есть компании, решившие приостановить свою деятельность в России. Как уверяют авторы, изначально это был список компаний, которые «вышли» и «остались». Сейчас он делится на 5 категорий, оценивающих причастность компаний к России.

Последнее обновление произошло 12 февраля 2023 года. В списке около 1200 компаний (в начале полномасштабного вторжения список насчитывал всего 100 компаний).

Ритейлеры, игнорирующие требования выйти из России

По данным исследователей Йельского университета, 210 компаний игнорируют требования прекратить или ограничить деятельность России. Среди них Hard Rock Cafe, пиццерии Sbarro, TGI Fridays и Cofix Coffee.

Buying time

Следующий раздел в списке под названием «Buying time» — это 164 компании, которые сдерживают новые инвестиции, приостанавливают разработку и маркетинговую деятельность, но все еще присутствуют на российском рынке: Dominoʼs Pizza, Accor, Hilton и Subway.

Следующий раздел включает компании, решившие ограничить текущую деятельность, таких 149. Как отмечают исследователи Йельского университета, это компании, которые сокращают одни крупные бизнес-операции, но продолжают другие. Среди них:

  • Coca-Cola — все еще управляет некоторыми гастрономическими сетями в России, такими как Costa Coffee.
  • Yum! Brands (оператор сети Pizza Hut и KFC) — приостановили работу ресторанов компании и новые инвестиции в России, но официально не покинули этот рынок. Подобным образом владелец Dunkinʼ Donuts решил отказаться от корпоративной поддержки франчайзи.

Компании, приостановившие деятельность в России или ушедшие с ее рынка

В следующем разделе список включает 497 компаний, приостановивших свой бизнес в России (деятельность и/или экспорт). Это компании, которые приостанавливают деятельность, оставляя открытым вариант возвращения в будущем.

Гастрономические компании в этой части списка: KFC и Papa Johns (обе сети прекратили корпоративную поддержку франшиз), Marriott.

В разделе А, куда входят компании, полностью вышедшие с российского рынка — 515 компаний. В перечень сетей ресторанов, полностью закрывших свой бизнес в России входят: McDonaldʼs, Starbucks, AmRest, Autogrill, Intercontinental Hotels, ресторан Jamie Oliverʼs.