Опубликовано

Ольга Момчилович: «В ближайшее время в моде будут небольшие форматы»

Ритейлеры Украины продолжают писать свои военные мемуары на страницах журнала All Retail. Ольга Момчилович, директор по маркетингу сети маркетингов «ЛотОК», рассказала много интересного.

День добрый. Если не считать 1 маркет в Хмельницкой области, сегодня «ЛотОК» — это локальная киевская сеть. Как Вы считаете, в сегодняшних условиях концентрация на развитии в 1 регионе — это преимущество или больше недостаток? Не планирует ли компания расширять свою деятельность, добавив новые регионы покрытия?

Как показали первые месяцы войны, для нашей сети это стало преимуществом, поскольку нам было легче сгруппироваться и решать возникшие проблемы — как с нехваткой персонала, так и с логистикой. Сейчас у сети нет планов расширения географии, мы продолжаем оперировать преимущественно в Киеве и области.

Ольга Момчилович, директор по маркетингу сети маркеров «ЛотОК»

В Гостомеле, Буче и Ирпене у вас около 10 магазинов. Как эти торговые точки пережили оккупацию в прошлом году? Есть ли какие-то кейсы, воспоминания о которых наводят на вас ужас даже сейчас?

Конечно, мы понесли значительные убытки и в виде мародерства, и в виде последствий от попаданий рядом (и даже от последствий непосредственных попаданий), но, к счастью, наш персонал не пострадал.

Практически все лето продолжались работы по восстановлению этих маркетов.

Ужас приводит воспоминания о апрель и первые поездки в только что оккупированных территорий. Ужас от увиденного: расстрелянные автомобили, сожженные частные дома, разрушенные снарядами многоквартирные дома и надписи «ДЕТИ» на заборах... это отчеканилось на всю жизнь. В один из наших маркетов в Ирпене было попадание со следующим пожаром, приведшим к полному разрушению магазина. Однако уже в октябре мы полностью отремонтировали помещение и наш «ЛотОК» перезапустился уже с учетом рестайлинга.

Как сеть справляется с постоянными blackout?

В первую очередь, мы постепенно снабдили маркеты дополнительным оборудованием, чтобы иметь резервное освещение. Наши ИТ-специалисты запустили приложение, позволяющее сканировать товары даже при отсутствии света. Следующим шагом стала закупка определенного количества генераторов и запуск мобильных пунктов несокрушимости «ЛотОК», которые, кроме обеспечения населения возможностью подзарядиться и воспользоваться Интернетом, также питали наши маркеты вместе с кассовым оборудованием.

Кстати, какая реакция людей на пункты несокрушимости Лоток в Киеве? Планируете запускать новые такие пункты?

Отзывы мы получили положительные, и это приятно. Последний месяц, благодаря ВСУ и украинским энергетикам, необходимости для работы пунктов не было, поскольку почти не было перебоев с электричеством. Потому пока для запуска новых пунктов предпосылок, к счастью, нет.

В стране прошла массовая внутренняя и внешняя миграция. Испытываете ли Вы дефицит персонала, учитывая, что многие жители Киевской области тоже временно (или навсегда) покинули свое место жительства?

Да, мы бесспорно ощущаем последствия миграции в вопросах персонала, причем нехватка персонала касается не только фронт-офиса, но и бэк-офиса тоже. Кроме того, в целом изменилось психологическое состояние персонала и кандидатов: люди стали более эмоционально чувствительными и уязвимыми, что требует дополнительного внимания и изменения некоторых подходов к работе с кадрами.

В каких товарных категориях «ЛотОК» сейчас испытывает наибольший дефицит?

В начале войны действительно была катастрофа с поставкой товаров от поставщиков, поскольку некоторое время пошло на то, чтобы просто оправиться от понимания того, что происходит. Однако наличие собственного производства, имеющего мощности для изготовления товаров многих категорий, позволило нам закрыть все основные потребности покупателей на тот момент. Наши пекарни работали круглосуточно для изготовления хлеба, куличей и прочего — и не только для продажи, но и для раздачи населению.

Сказать, что существует дефицит каких-либо товарных категорий, на сегодня не можем, поскольку почти все основные производители восстанавливают свои мощности, появляются новые предложения. Единственное, о чем можно говорить — это неполное восстановление до довоенного уровня товарных линеек по некоторым категориям/производителям (например, это касается молочной продукции). Некоторые из них сознательно сократили ассортимент, а некоторым предприятиям не разрешает вернуться на довоенные показатели количества SKU ситуация с наличием сырья.

Как недавний рестайлинг Вашей сети году повлиял на потребителя? Как изменилось покупательное поведение людей после начала полномасштабной войны?

Трудно однозначно оценить влияние рестайлинга непосредственно на продажи, поскольку его начальный этап пришелся на январь-февраль 2022 года. Многие планы были пересмотрены и отсрочены. Однако там, где мы успели открыть маркеты в новом стиле и реконструировать существующие, мы видим однозначно положительное восприятие со стороны потребителя. Об этом свидетельствуют личные отзывы покупателей, которые мы получаем.

Относительно поведения людей мы наблюдаем общее сокращение покупательной способности украинцев — реальный доход против прошлого года сократился примерно на 25%. Значительно возросла чувствительность к цене — около 51% покупателей покупают только самое необходимое (в 2021 году этот показатель составлял 41%), выросла готовность переключиться на другие/новые бренды, если они дешевле (23% против 13% в 2021 году), а также поиск товаров со скидками

По вашим наблюдениям, какие торговые форматы сейчас доминируют «в головах» потребителей?

В период, когда безопасно люди чувствуют себя дома или рядом с домом, когда пытаются избегать мест большого скопления людей, логично, что люди предпочитают делать покупки недалеко от дома и быстро. Поэтому небольшие форматы магазинов, способные предложить достойный ассортимент, который может удовлетворить базовые потребности покупателя, будут в ближайшее время "в моде".

Эксперты рынка считают, что в ближайшие годы небольшие торговые сети, чтобы выжить, будут вынуждены объединяться друг с другом для создания более мощных закупочных альянсов. Что вы думаете насчет таких коллабораций?

На самом деле это уже происходит, и уже не первый год. Небольшим сетям действительно сложно конкурировать в ценах с крупными ритейлерами из-за разных закупочных цен, обусловленных объемами заказов товара. Поэтому мелкие сети объединяются для осуществления совместных закупок. Кстати, благодаря таким коллаборациям на полках появляются новые украинские производители с не менее качественными, чем у известных брендов, товарами, но более комфортной для потребителя ценой.

На чем будет сконцентрирована деятельность команды «ЛотОк» в 2023 году?

В текущем году наша работа будет построена, прежде всего, вокруг сервисной трансформации компании. Причем эти трансформации коснутся не только внешней среды компании, покупателей, поставщиков, партнеров, но и внутренней среды — в частности, сотрудников, являющихся нашим наиболее ценным ресурсом и наибольшим потенциалом.

Кроме того, мы возобновили работу над проектом, релиз которого должен был произойти весной 2022 года и был вынужден отсрочен. Так что скоро будет что-то новенькое от «ЛотОК» !