Опубликовано

20-я годовщина развития сети VARUS в Украине. Планы на будущее

Теги:
VARUS

В текущем году сеть супермаркетов VARUS отмечает 20-летие своей деятельности – мало кому из отечественных ритейлеров удалось пройти такой длинный и тернистый путь. Впрочем, компании не до громких празднований – в условиях войны на первом плане совсем другие приоритеты. Об этом и многом другом мы поговорили с Натальей Азюковской, СЕО сети VARUS.

День добрый. В этом году Ваша компания отметит 20-летний юбилей. Очевидно, что в условиях войны сеть не будет организовывать классические празднества. Как планируете отметить 20-летие VARUS?

Так, в этом году сеть VARUS отмечает свою 20-ю годовщину. Каждый день наша команда делает все возможное, чтобы выполнить самое главное назначение — обеспечить клиентов всем необходимым, опережая их ожидания. Именно этим мы улучшаем жизнь украинцев и делаем их немного счастливее.

За этот последний год VARUS адаптировался к новым военным реалиям. Мы объединились и продолжали свою ежедневную работу даже в очень сложный период, а еще мы запустили новые услуги, открыли новые магазины и улучшали сервис для наших клиентов.

День рождения компании и тем более столь выдающаяся дата 20 лет — это отличный случай еще раз поблагодарить нашу команду за преданность, смелость и работу в сверхсложных условиях. Мы поддерживаем друг друга и благодаря этому успешно преодолеваем все трудности. 20 лет — это только начало. Мы обязательно отпразднуем еще не одну нашу годовщину, но уже в мирной Украине.

Наталья Азюковская, СЕО сети VARUS

В период ноября-декабря 2022 г. наблюдалась наиболее активная экспансия Вашей сети за прошлый год. В частности, было открыто несколько супермаркетов в Киеве и Кривом Роге, в начале этого года была возобновлена работа одного из торговых объектов на Днепропетровщине. Так либо по другому, война сократила сеть VARUS. Какие у Вас планы по экспансии в 2023 г.? Планируете сосредоточиться на открытии новых супермаркетов или возобновлении работы тех, где это возможно?

С самого начала полномасштабного вторжения сеть VARUS была вынуждена временно прекратить работу части своих объектов, большинство из которых расположены на оккупированных территориях или недалеко от линии фронта (10 магазинов). Сегодня наши магазины не работают в Донецкой области (7 объектов), Энергодаре и еще в нескольких населенных пунктах, которые находятся в приближенной к боевым действиям зоне.

Безусловно, мы собираемся возобновлять работу наших магазинов, вынужденно закрытых. Однако нам очень важна безопасность наших сотрудников. Поэтому, как только мы будем понимать, что это безопасно для них, мы возобновим работу этих объектов. В этом году мы уже возобновили работу нашего магазина в Покровском и планируем в марте открыть еще один маркет, который был закрыт из-за активных военных действий рядом.

Да, в 2022 году мы потеряли часть наших объектов, но продолжили работу и реализовали планы по открытию. Свои двери для покупателей открыли три новых современных магазина в Киеве и один магазин в Кривом Роге. И мы очень рады, что, несмотря на всю сложность ведения бизнеса сейчас, наша сеть продолжает свое развитие и пополняется новыми объектами.

Что для VARUS является основным вызовом для полноценной работы в нынешних условиях? Воздушные тревоги, отключение электроэнергии, мобилизация работников — с чем справляться труднее всего? Как в вашей сети сегодня справляются с отключениями электроэнергии?

С началом атак на украинскую энергосистему наша компания усилила свою программу энергосбережения. Во всех супермаркетах VARUS мы сократили потребление электроэнергии: выключили яркие вывески, отказались от использования видеостен и уменьшили освещение залов и подсобных помещений.

Скажу, что мы делаем все возможное, чтобы магазины работали даже в отсутствие централизованного электроснабжения, чтобы наши клиенты и работники не испытывали неудобств. Часть супермаркетов мы снабдили генераторами и продолжаем их устанавливать. Всего уже работает более 80 генераторов и в ближайшее время ожидаем еще запуск новых. Отмечу, что магазины с генераторами часто используются нашими работниками в качестве коворкинга, где они могут работать в случае отключения света дома. У наших работников офиса есть возможность работать удаленно, поэтому кто работает дома, находясь со своими близкими. Но есть много и тех, кто выбирает офис, где есть свет, связь и живая коммуникация с командой.

Любые проблемы и неудобства, с которыми сталкиваются гражданские — это не сравнимо с тем, в каком аду ежедневно находятся наши защитники. Среди таких героев есть более 200 работников VARUS, которые ежесекундно отчаянно борются за свободу для нашей Украины. Со своей стороны, мы стараемся быть с ними на связи, поддерживать их и их семьи.

Какая сейчас ситуация с пострадавшим от обстрела торговым центром «Аврора» в Запорожье? Работает ли там VARUS?

Перед началом полномасштабного вторжения наш магазин в ТЦ «Аврора» был закрыт, мы занимались его реконструкцией. На тот день, когда и произошел обстрел города и пострадал ТЦ «Аврора», почти все работы в магазине VARUS были завершены и мы готовились его открыть.

На сегодня ТЦ «Аврора» не работает, он еще не отстроен после обстрела. Наша сеть готова восстановить магазин VARUS и открыть его двери для жителей Запорожья. Поэтому, как только владельцы «Авроры» будут готовы начать восстановительные работы и открыть ТЦ, мы их поддержим.

Самый упоминавшийся сегодня город в Украине — это Бахмут. Когда Вы поняли, что супермаркет VARUS в Бахмуте пора временно закрывать?

Когда была объявлена эвакуация из прифронтовых городов Бахмут, Краматорск и других, мы сразу связались со своими работниками там. И когда они подтвердили готовность уехать, мы организовали эвакуацию всех, кто изъявил такое желание. Также компания снабдила всех этих работников жильем и работой.

Есть ли у компании связь с магазинами, которые остались на оккупированной территории (Энергодар, Светлодарск)?

С магазинами, которые сейчас находятся под оккупацией, у нас нет связи. По возможности, мы контактируем с нашими сотрудниками, которые остались на той территории. Наша команда пытается как-то их поддерживать.

Как изменился товарооборот сети в прошлом году? Показатель посещаемости магазинов увеличился или снизился?

Сам 2022 год мы начали с 5,6% ростом чеков по отношению к прошлому году. Февраль мы прошли ровно. Но с марта — по понятным всем нам причинам — начало катастрофически падать количество чеков. Падение достигло 30%. Это обусловлено тем, что мы закрыли часть наших магазинов, клиенты выезжали за границу или в регионы, где наша сеть не представлена. Сегодня отмечаем уровень падения чеков около 10-12%. Действительно, мы еще не набрали желаемое количество посещаемости, но этот показатель постепенно восстанавливается.

Как изменился ассортимент товаров в Ваших супермаркетах с началом войны с учетом оккупации и приостановки ряда украинских производств? Увеличилась ли доля локальных продуктов в ассортименте? Как обстоят дела с импортом?

Сеть VARUS работает с большинством поставщиков, с которыми работала до начала полномасштабной войны. Наш ассортимент товаров по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году существенно не изменился.

Конечно, в первые месяцы полномасштабного вторжения многие предприятия частично прекратили свою работу или вообще закрылись, поэтому мы столкнулись с проблемами в поставках некоторых товаров. Но наша команда сделала все возможное, чтобы наш клиент не почувствовал дефицита. Мы заменяли некоторую продукцию на импортные товары или договаривались с другими поставщиками.

Сейчас ситуация улучшается с каждым днем. Многие компании перенесли свои производства в другие регионы подальше от линии фронта и наладили процессы снабжения. Мы видим несокрушимость украинского бизнеса и сегодня на полках наших магазинов представлено большинство украинских производителей.

Специалисты прогнозируют, что предстоит год высокой рыночной нестабильности и геополитической турбулентности. Какие кратко- и долгосрочные цели VARUS ставит перед собой, учитывая новые рыночные и социально-политические условия?

Основное наше желание, наверное, одно на всех — скорейшая победа и восстановление полноценной работы наших магазинов, которые сейчас недоступны.

Наша цель — ежедневно заботиться о бесперебойных поставках продукции в магазины сети, чтобы наши клиенты не испытывали никаких неудобств. Мы продолжим улучшать работу нашего мобильного приложения, сервиса для удобных покупок Scan&Go, доставки товаров и других направлений. Для этого мы делаем все возможное, и наша команда работает ежедневно при любых условиях. Учитывая все обстоятельства, долгосрочные планы пока затруднительно строить, но мы точно знаем, что в этом году на карте украинских городов появится еще не один магазин VARUS.