Опубликовано

Уже началось, наверное, будущее: как искусственный интеллект покоряет ритейл-индустрию

Когда 2 месяца назад министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров сообщил, что чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT от компании OpenAI стал доступен украинцам, все принялись его тестировать и оптимизировать свои бизнес-процессы с использованием программы. За последние годы искусственный интеллект (ИИ) стал необходимым инструментом в ритейле. С его помощью компании повышают продажи, улучшают логистические сообщения и обеспечивают безопасность в магазинах. В этой статье мы рассмотрим, как именно ритейлеры используют ИИ и приведем примеры успешного внедрения этой технологии в Украине и мире.

Искусственный интеллект в украинском ритейле

ИИ постепенно находит свое применение в украинской розничной торговле, расширяя возможности компаний и повышая эффективность их работы посредством анализа потребительских настроений, внешних данных рынка и оптимизируя маркетинговые процессы.

Интеллектуальный анализ данных

Уже более 3 лет нейросети используются в компании Fozzy Group, где работает R&D-центр искусственного интеллекта и инноваций «Лаборатория Зи», разрабатывающий продвинутые решения для торговых сетей, логистики и ресторанного бизнеса. Центр проводит исследования и предлагает решения с искусственным интеллектом, сверточными нейронными сетями, машинным обучением и иммерсивными технологиями (технологии полного или частичного погружения в виртуальный мир — All Retail).

«Лаборатория Зи» под руководством Андрея Янбухтина на базе искусственного интеллекта разработала систему анализа отзывов в соцсетях (message tagger) и разумную экосистему по распознаванию продуктов в ресторанном бизнесе (Kissa AI).

«Kissa AI работает как сканер пищи с помощью компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Она определяет, что гость заказал, сколько это стоит. Наш гость ставит поднос с едой в «портал» с камерами, весами, световыми индикаторами, экраном, сканером и платежным терминалом. С технологией компьютерного зрения Kissa AI распознает блюда и формирует чек.

Текущая «оболочка-портал» Kissa AI установлена в кафе «Кантин» в киевском бизнес-центре Silver Breeze. Скорость обслуживания здесь более чем в 10 раз выше, чем на обычной кассе: процесс от сканирования до выставления счета длится 1-2 секунды», — говорит Андрей Янбухтин, руководитель Лаборатории Зи, R&D-подразделения TemaBit компании Fozzy Group.

Виртуальные помощники и автоматизация процессов

Некоторые компании используют ИИ для аналитики данных и в качестве технической поддержки клиентов и работников. К примеру, в компании «Фокстрот» уже месяц экспериментируют с ChatGPT, тестируя его возможности для клиентского чата и создания контента. Для внутреннего использования ChatGPT применили для структуризации информации и оптимизации баз данных.

«Мы не останавливаемся перед трудностями и ищем разные вариации работы с ИИ, например, с AI-сервисом от компании ingestai.io. Во время тестового периода он нас поразил, поэтому планируем оформить полноценную подписку, что даст больше возможностей для реализации наших замыслов. Также ожидаем открытия свободного доступа к GPT 4, о котором слышали положительные ответы или снятие ограничений в текущих версиях.

Сейчас мы рассматриваем использование ИИ в качестве помощника для технической поддержки сотрудников офиса и магазинов, клиентов, усовершенствование внутренних рабочих процессов и т.д.», — рассказала Евгения Кучмар, менеджер по бизнес-технологиям сети "Фокстрот«.

В марте маркетплейс АЛЛО интегрировал ChatGPT в свое приложение для использования без регистрации: ИИ помогает здесь выбирать и покупать необходимые товары.

Сеть NOVUS интегрировала голосовое решение компании C4R (Consulting for Retail) для автоматизации процессов в распределительных центрах.

Голосовое решение автоматизирует подбор заказов, осуществляет управление запасами, распределение товара. В сети ожидают, что внедрение этого цифрового инструмента поможет значительно повысить производительность работы распределительного центра, сократит время и снизит усилия, необходимые для выполнения задания.

Маркетинг и реклама

Разработка дизайнов и создание текстов — едва ли не наибольшее преимущество искусственного интеллекта для ритейлеров. С его помощью компании сокращают время на поиск идей и автоматизируют основные задачи.

Например, искусственный интеллект создает контент, элементы программного кода и генерирует рекламные баннеры и голосовые сообщения для онлайн-платформы «Эпицентр». В компании говорят, что использование ИИ увеличило конверсию видеокампаний почти в 2 раза, при этом снизив цену втрое. По словам диджитал-маркетинга директора «Эпицентра» Андрея Труша, компания планирует использование искусственного интеллекта для дальнейшей автоматизации и роботизации многих процессов в онлайне.

Сеть VARUS использует ChatGPT и сервис Midjourney, с помощью которых удалось повысить производительность управления контента в 4 раза и пропорционально снизить себестоимость контента для расширенной карточки товара. На базе ChatGPT VARUS строит back-end для сервисов онлайн поддержки, а Midjourney дизайнеры используют в качестве альтернативы фотобанкам.

С помощью ChatGPT харьковский ТРЦ Nikolsky разработал визуал и текст для рекламы. Маркетинг-директор управляющей компании Budhouse Group Дмитрий Бушмакин рассказал, что ИИ частично автоматизирует творческие процессы: дизайнеры компонуют полученные результаты из нескольких сервисов, а копирайтеры проверяют и редактируют сгенерированные нейронной сетью тексты. «Сейчас мы активно работаем над проектом по восстановлению ТРЦ FABRIKA в Херсоне и можем сказать, что ИИ дает достаточно неплохие идеи», — сообщили в компании.

Использование ИИ в ритейле приобретает все большую популярность. Следя за спросом, компания OpenAI решила открыть новый уровень подписки, адаптированный к потребностям корпоративных клиентов. Сервис ChatGPT Business предоставит расширенный доступ к управлению данными и расширит функционал бота. Так что можно ожидать новых и интересных решений в ритейле в тандеме с ИИ.

Искусственный интеллект в мировом ритейле

Непрерывное развитие мира требует технологической трансформации: покупателей нужно удивлять, быстро реагировать на запросы и наращивать продажи в условиях высокой конкуренции.

Персонализация — ключ к успеху

Законы бизнеса и маркетинга говорят, что персонализация превращает случайного покупателя в постоянного. Анализ целевой аудитории и ее запросов «вручную» — долгий и сложный процесс. Поэтому компания Amazon создала сервис Amazon Personalize для создания индивидуальных рекомендаций товаров. Это позволяет Amazon увеличивать продажи, закрывая запросы клиентов. Платформа автоматически анализирует данные покупателей на основе текстовых, числовых и других данных.

Сервис был создан еще в 2018 году. Сейчас он доступен ритейлерам и другим компаниям и помогает создавать индивидуальные рекомендации для клиентов, что обеспечивает более персонализированный подход и улучшает пользовательский опыт.

Не менее интересной стала кампания от H&M по виртуальной примерке одежды. В 2021 году ритейлер запустил приложение, позволяющее клиентам виртуально примерить одежду с помощью сканеров тела в магазинах. Далее с помощью аватара, привязанного к аккаунту на сайте H&M, можно виртуально примерить новые товары из коллекции.

Оптимизация логистики и безопасности

Alibaba, одна из самых больших электронно-коммерческих платформ в мире, использует искусственный интеллект для оптимизации логистики и прогнозирования спроса. Компания разработала систему под названием Alibabaʼs Cainiao. Она базируется на анализе большого объема данных, чтобы прогнозировать спрос на товары, оптимизировать производство и снабжение. Система Cainiao учитывает историю продаж, сезонность, рекламные акции и другие факторы. Это позволяет Alibaba обеспечивать наличие нужного количества товара. Кроме того, Alibaba использует искусственный интеллект для улучшения эффективности своей логистики. В компании используют анализ данных и алгоритмы маршрутизации для оптимизации доставки товаров в разные регионы. Это позволяет сократить время доставки и снизить затраты на логистику.

Walmart, одна из крупнейших розничных сетей в мире, использует искусственный интеллект для улучшения безопасности магазинов и предотвращения краж. В 2019 году ритейлер разработал систему под названием Intelligent Retail Lab (IRL), автоматизирующую обнаружение подозрительных действий или необычных событий в магазине. Кроме того, Walmart использует искусственный интеллект для анализа истории покупок, платежей, поведения клиентов с целью выявления мошеннических схем.

Искусственный интеллект, безусловно, перспективная инновация, имеющая большое будущее: с его помощью можно планировать цепи поставок, анализировать опыт клиентов, оптимизировать рекламу и складские операции. Использование искусственного интеллекта в ритейле становится все более распространенным явлением как в мире, так и в Украине. Хотя украинские ритейлеры только внедряют инновационные решения на основе ИИ, многие показывают положительные результаты и улучшают эффективность бизнеса и клиентский сервис.