Теперь в гостях, как дома — украинский бизнес в городах Польши
Улицы Варшавы слушают украинский язык, принимают сине-желтый прапор на стены своих зданий и экспериментируют с новым для себя бизнесом. Украинские кафе, рестораны, магазин и почтовые отделения – уже привычный и доступный сервис для всех, кто ищет часть дома за границей.
До начала полномасштабного вторжения украинский бизнес в Польше ассоциировался только с франчайзинговой сетью «Пьяная вишня» холдинга эмоций «!FEST». Активная фаза экспансии заграницу пришлась на октябрь-ноябрь 2022 года, на восьмой месяц активных боевых действий. Так в Польше появились отделения Nova Post, пекарни «Lviv Croissants», рестораны «Czarnomorka», интернет-магазин ROZETKA, бренд электроинструментов «Dnipro-M» и магазины сети полуфабрикатов «Галя Балувана» под торговой маркой «Wesoła Pani».
Логистика: Nova Post — Новая почта
Первое отделение «Новой почты» появилось в начале сентября 2022 года в Варшаве, второе — в октябре в Кракове. «Новая почта» зарегистрировала ООО NEW POST INTERNATIONAL POLAND еще в апреле 2016 г., что подтверждают данные из судебного реестра Польши. Деятельность зарегистрирована на партнеров NP HOLDINGS LIMITED и ООО «NOVA POSHTA» с руководителями Петром Фоковым (CEO «Новая Почта») и Евгением Тафийчуком, операционным директором компании.
По состоянию на середину 2023 г. отделения работают уже в 9 городах Польши — Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Гданьске, Жешуве, Люблине, Лодзи, Катовице. В список услуг входят те же наименования, что и в Украине. Доставить посылку можно либо в отделение, либо в почтомат. Единственным недостатком отправки товаров в Украину является необходимость распаковки вещей в отделении для классификации товаров, предусмотренной таможенным контролем.
Заказы приходят достаточно быстро. Например, посылка из отделения в Броварах в почтомат в Варшаве была доставлена всего за 3 дня. Доставка почтомата осуществляется с помощью локального почтового оператора Inpost.
Услуги в большинстве своем рассчитаны на украинскую целевую аудиторию, которая присылает вещи домой, или заказывает доставку из дома.
Ресторанный бизнес: Lviv Croissants, Czarnomorka и «Pijana Wiśnia»
Первая пекарня «Львовские круасаны» в Варшаве заработала 1 декабря. До этого заведение было открыто в Згожлеке и Вроцлаве в октябре 2022 года. Сейчас в Польше работают 7 пекарен (4 — в Варшаве, 2 — во Вроцлаве и 1 — в Згожлеце). Еще 5 точек готовятся к открытию.
Пекарни зарегистрированы на ООО WIKTORIA, владельцами которого являются Богдан и Игорь Музыки и Татьяна Печенко (вероятно родственница предпринимателя Ореста Печенко, который в 2015 году вместе с партнерами открыл первую пекарню во Львове).
Как известно, это вторая попытка «Львовских круассанов» закрепиться на польском рынке. И она однозначно удачна. Заведения посещают не только украинцы, но и поляки, для которых в сети адаптировали определенные позиции в ассортименте: подают менее крепкий кофе и добавили в меню круассан с яйцом и луком и круассан с сыром и редиской.
Почти весь персонал в пекарнях — украинцы, владеющие польским языком. Интерьер заведений похож в каждом городе: меню над кассой, зеркальная стенка с подсветкой, круглые столики и доска со стикерами, где каждый может оставить сообщение.
В заведении на аллее Солидарности (aleja Solidarności, 117) пекарня несколько меньше и без летней террасы, которая находится в пекарне на Новом Свете (Nowy Świat, 37), расположенной в самой туристической части Варшавы. В субботний вечер в первой пекарне не слишком людно, несколько столиков заняты клиентами поляками, когда во второй в субботний вечер — негде стать.
Далее по улице, через 10 шагов, на Новом Свете (Nowy Świat, 39) находится бар «Пьяная вишня» . Там все столики заняты и выстроилась очередь, где каждый пытается подстрелить свободное место. Это заведение известно как среди украинцев, так и понравилось полякам.
Сейчас в Польше работает 11 баров Pijana Wiśnia: 3 — в Варшаве, по 2 в Лодзи, Кракове и Гданьске и по 1 — в Познани и Вроцлаве. Поскольку это франчайзинговая сеть, заведения зарегистрированы на разных физических лиц, но в каждом совладельце есть холдинг эмоций "!FEST«
Через 120 м от «Пьяной вишни» по улице Nowy Świat, 49 работает ресторан «Черноморка». Первое заведение этой сети открылось в декабре 2022 г. по адресу ул. Hoża 43/49. Он работал в видоизмененном формате (по сравнению с ресторанами в Украине) без официантов, а только с витриной со свежей рыбой и морепродуктами. Там посетители могут самостоятельно выбрать, что они хотят и забрать продукты с собой или попросить приготовить на месте.
Второй ресторан сети был открыт месяцем позже — в январе 2023 года. Заведения зарегистрированы на Полину Копылову (родственницу основательницы Ольги Копыловой), Анну Осипенко (руководитель нескольких заведений в Украине), Михаила Тарасюка (одного из основателей) и на Олеся Кияшко.
"Черноморка" не есть рестораном, ориентированным на украинскую кухню. В меню представлена рыба и из Черного моря, и из Атлантики, рыбные закуски, завтраки и алкогольные и безалкогольные напитки. Однако у предложения есть флагманское блюдо украинской кухни — борщ, который подают с жареной рыбой. Ресторан достаточно популярен среди украинцев, которые одобрительно отзываются о «Черноморке». В вечера пятницы и субботы иногда приходится отстоять очередь, чтобы сесть за столик. Поляки в комментариях в социальных сетях реагируют положительно, даже пишут обзоры ресторанов на онлайн-порталах.
Hand made food-ритейл — «Галя Балованная»
«Галя Балувана» — сеть домашних полуфабрикатов с головным офисом в Луцке. Сейчас работают несколько сотен магазинов в Украине и 45 в Польше (33 в Варшаве, 5 во Вроцлаве, 4 в Кракове, 2 в Гданьске, 1 в Познани). Польские торговые точки зарегистрированы на Диану Телигу и Александра Телигу, совладельца сети.
Торговые точки работают по принципу франшизы. Первые заграничные заведения по франшизе начали открываться в начале 2022 года под брендом MULTI COOK. В Польше «Галя Балувана» работает под брендом «Wesoła Pani». Торговые точки локализуются как в отдельно стоящих магазинах, на первых этажах жилых домов, так и в торговых центрах. Практически в каждом районе Варшавы есть хотя бы один магазин "Wesoła Pani«.
Сеть хранит свою изюминку — ручную лепку «за стеклом» (открытую кухню). В ассортименте — вареники, пельмени, чебуреки, зразы, соленые и сладкие сырники и многое другое. Сеть сотрудничает с сервисом доставки Wolt и каждый может заказать продукцию на дом. Цены несколько отличаются от тех, которые есть в магазинах. К примеру, 1 кг вареников с вишнями в киевском магазине стоят 110 грн, а в Варшаве — 38 злотых (345 грн).
Для Польши магазины такого формата стали новыми, поскольку у поляков не было запроса на домашние полуфабрикаты. Сейчас торговые точки «Wesoła Pani» пользуются популярностью среди украинцев и поляков, которые все чаще оставляют комментарии с вопросами, когда откроется магазин в их районе.
E-commerce и техника: ROZETKA и DNIPRO-M
В конце сентября 2022 года ROZETKA запустила доставку в Польшу, а в марте 2023 года ритейлер запустил свой сайт. Сейчас он полноценно работает и там можно заказать товары многих категорий: электроника, бытовая техника, одежда, обувь и аксессуары, детские принадлежности, товары для животных, средства ухода, инструменты и прочее.
Деятельность в Польше зарегистрирована на кипрской компании «TEMANIA ENTERPRISES LTD» под руководством Юрия Шурмелова.
Команда сайта ритейлера постоянно расширяется, о чем свидетельствуют вакансии на отечественных сайтах по поиску работы. В частности, открыты вакансии для финансистов и контент-менеджеров со знанием польского языка.
Также в Польше работает украинский бренд электроинструментов для строительства, ремонта и сада Dnipro-M. Во Вроцлаве уже открыто 3 таких торговых точки, первая из которых заработала в апреле 2023 г. В Польше ритейлер зарегистрировал два ООО. Первое — для неспециализированной оптовой торговли, зарегистрированной на Татьяну Звягинцеву, директора компании. Второе ООО — зарегистрированное для e-commerce на имена Петра и Игоря Лысов.
Вдобавок, сеть «Сільпо» также рассматривает возможность открытия супермаркетов в Польше, но с марта 2023 года компания не публикует официальной информации по этому поводу. Поэтому пока ведущий украинский food-ритейлер только планирует экспансию в Польше, представителем украинских товаров остаются известны почти каждому гастрономические магазины «Best Market». Типично «домашние» магазины с украинскими продуктами есть в Варшаве, Кракове, Лодзи, Познани и других городах. Там можно приобрести товары, которых нет на полках польских супермаркетов: сушеную рыбу, квас, семена подсолнечника, зефир и т.д.
Как видим, украинский бизнес в Польше в последнее время показывает положительные тенденции и развивается достаточно активно. Украинские предприятия без лишних бюрократических затруднений могут зарегистрировать деятельность благодаря упрощению процедур легализации. При этом перед запуском проектов на новом для себя рынке компании изучают местную среду, адаптируют ассортимент к нуждам местных жителей, не обходя главную целевую аудиторию — украинцев.