Biedronka снова пугает Tesco: изменит ли дискаунтер правила игры, конкурируя с британцами на очередном рынке?
Известно, что Biedronka выходит на рынок Словакии. В Польше ритейлер занял доминирующую позицию дисконтного канала, отводя клиентов от супермаркетов и гипермаркетов, что стало одной из причин провала Tesco на этом рынке. Теперь Biedronka появляется в стране, где есть эта британская сеть. Может ли сценарий с польского рынка повториться у южных соседей?
Согласно данным Управления международной торговли Словакии, самым крупным ритейлером в 2020 году по объему продаж был Lidl (1,52 миллиарда евро). Розничный продавец имеет около 151 магазина по всей Словакии и насчитывает более 5500 сотрудников.
Второе место по объемам продаж занимает компания Tesco, насчитывающая 154 торговых точки в Словакии и около 9 тыс. работников. Продажи в 2020 году достигли 1,41 миллиарда евро. Сеть представлена гипермаркетами и супермаркетами, эксклюзивными «галереями» и небольшими магазинами под маркой Tesco Express. Британский ритейлер также управляет АЗС и предоставляет услуги мобильной связи и финансовые услуги.
Kaufland, которой вместе с Lidl владеет Schwarz Group, является третьей по величине розничной сетью в Словакии. В 2020 году продажи Kaufland достигли 1,3 млрд евро.
В 2020 году валовые продажи четвертой в рейтинге сети Billa, принадлежащей немецкой группе Rewe, достигли 698 млн евро. Ритейлер имеет 158 магазинов в Словакии и насчитывает более 4000 работников.
Metro Cash & Carry является пятым по величине ритейлером с шестью крупными магазинами, продажи которых составили 420 миллионов евро в 2021 году.
Biedronka vs. Tesco
Приведенные выше данные показывают, что позиция Tesco в Словакии намного сильнее, чем она была в Польше в последние годы, а сеть торговых точек более разнообразна с точки зрения форматов и каналов продажи. Однако по словам владельца Retail Poland Consulting, Томаша Шацони, британцам не стоит недооценивать нового конкурента:
«Jeronimo Martins никогда не принимает решений поспешно, а полагается на анализы или мнения исследовательских компаний, таких как AC Nielsen, GFK или Kantar. В Biedronka работают лучшие люди, и я уверен, что они уже знают, как будут опережать Tesco Slovakia. Поскольку этот рынок даже наполовину не так велик, как Польша, Tesco не отличается высокой эффективностью. Также думаю, что большие форматы, которые доминируют в Словакии, пожалуй, уже приелись местным потребителям, поэтому новый игрок обновит рынок и заберет искателей новинок».
Подобного мнения придерживается Кшиштоф Лучак, соучредитель и руководитель Blix Group, который считает, что Biedronka имеет шанс выйти на словацкий рынок и второй раз сбросить Tesco: «Следует помнить, что в категории дискаунтеров Lidl имеет сильную позицию в Словакии, и Biedronka также будет вынуждена конкурировать с этой сетью на этот раз не как лидер рынка, а как дебютант. Помимо расположения магазинов и цен на продукцию, многое будет зависеть и от ассортимента в новых магазинах».
Словацкие эксперты признают, что появление Biedronka может представлять значительную угрозу для Lidl, который очень популярен в этой стране, а его деятельность была очень прибыльной в последние годы. Согласно данным аналитической компании FinStat, в 2021 году дискаунтер зафиксировал рекордную маржу, превысившую 7% чистого дохода. Для сравнения, согласно данным MŚP, маржа Kaufland и Tesco составляла около 5%, а другие сети не достигали даже половины этого уровня.
В свою очередь, издание MŚP отмечает, что расширение Biedronka в Словакии будет нелегким, в частности потому, что там гораздо меньше доступной и пригодной земли для строительства магазинов, чем в 2004 году, когда начал свою деятельность Lidl с 14 торговыми точками. С другой стороны, Biedronka развила логистику на юге Польши, что может облегчить ее деятельность на севере Словакии.
Решение Biedronka выйти за пределы польского рынка закономерно. Когда через 5-7 лет в Польше будет мало места (поскольку сейчас все борются за то, чтобы занять как можно больше локаций), у компании будет рынок, который будет гарантировать развитие сети.