Опубликовано

Покупки на миллионы километров кассовой ленты: как происходит цифровизация фискальных чеков в украинском ритейле?

Чеки – важная часть финансовых транзакций. Подтверждение платежа, учет финансовых операций, отчетность перед налоговой и возврат/обмен товара — все эти задачи возложены на «документ-бумажку». Однако с другой стороны, каждый год на печатание чеков и обслуживание фискальных аппаратов тратятся значительные средства и миллионы километров кассовой ленты, содержащей небольшую концентрацию целлюлозы и не подлежащую вторичной переработке.

Украинские ритейлеры все чаще интегрируют чеки в мобильные банкинги или же посылают их на электронные почты/мессенджеры клиентов — чтобы идти в ногу с экологическими трендами и оптимизировать расходы. Как активно проходит процесс цифровизации чеков в украинских сетях?

Законодательная база

Изменения в Закон Украины «О защите прав потребителей» по гарантийным обязательствам в электронном виде вступили в силу еще 24 июля 2021 года. Было установлено, что продавец может предоставлять потребителю доступ к документам в электронном виде. В случае предоставления гарантийных обязательств в электронном виде изготовитель обеспечивает возможность регистрации приобретенного товара на официальном веб-сайте производителя. Однако по требованию покупателя продавец все же должен предоставить документы в бумажном виде.

К тому же, электронный чек должен отвечать требованиям действующего законодательства — в электронном документе должны указываться все реквизиты, которые позволят клиенту вернуть или обменять товар: название магазина, дата, наименование товара и сумма. Чаще всего ритейлеры размещают на чеках QR-коды, позволяющие сверить данные покупки. После регистрации электронный чек сразу поступает в базу Государственной фискальной службы Украины.

Какие же успехи украинских торговых сетей можно выделить за 2 года действия закона?

Экологично или экономично?

Программные регистраторы расчетных операций (ПРРО) более 2 лет испытываются украинскими ритейлерами. Первым тестировщиком новшеств стала сеть электроники и бытовой техники MOYO, которая в начале 2021 года ввела электронные фискальные чеки для доставки интернет-заказов. Ритейлер интегрировал программный РРО от Checkbox.

С конца 2022 года цифровизация чеков на украинском рынке значительно оживилась. Теперь этот сервис доступен в магазинах многих известных ритейлеров («Сільпо», VARUS, METRO, Eldorado, «Фокстрот», EVA и др.).

Например, ранее за год сеть торговых центров METRO Украина использовала около 30 тысяч рулонов кассовой ленты, что составляет около 1 140 км бумаги, которая не подлежит переработке. По сравнению с прошлым годом сети удалось вдвое уменьшить количество использования бумаги в результате перехода на технологию хранения чеков в облачной среде. Это позволило более эффективно использовать ресурсы, оптимизировать затраты на кассовые ленты и обслуживание кассовых аппаратов.

«METRO Украина уверенно двигается по цифровой трансформации в работе с документами, в том числе и с электронными чеками. Мы предлагаем возможность получить электронные версии чеков через Viber-bot для уменьшения воздействия на окружающую среду и улучшения эффективности процессов. Эти электронные чеки являются копиями фискальных. Такой подход позволяет значительно снизить использование бумажных кассовых лент. По желанию наших профессиональных клиентов мы продолжаем выдавать печатные фискальные чеки, но видим, что все больше клиентов предпочитают электронные документы. Это решение не является финальным и мы будем продолжать совершенствовать наши процессы электронного документооборота, адаптируясь к современным тенденциям в сфере технологий и экологической ответственности», — говорит Светлана Дригуш, финансовый директор компании «METRO Украина».

Сеть магазинов «КОЛО» в течение года использует примерно 4 500 км кассовой ленты. Компания работает над оптимизацией затрат, и расходы на эту статью не исключение. «Помимо средств это еще и уменьшение количества использования бумаги, которая сейчас является общемировым экологическим трендом», — отмечают в офисе "КОЛО".

«С прошлого года нам удалось снизить использование ленты на 10-20%: мы оптимизировали «длину» чека, соблюдая при этом все требования законодательства. Поскольку стоимость ленты за последнее время возросла, расходы на эту статью в гривнах не изменились, однако это определенным образом помогло решить проблемы по наличию ленты с началом широкомасштабной войны в стране, когда ленту сложно было купить в принципе.

Учитывая европейский опыт, где печать чека — это пожелание покупателя, а не требование законодательства, важно отметить, что сейчас использование ПРРО в связке с принтером не позволяет вообще исключить печать чеков из расходов. Большое количество покупателей, не пользующихся активно гаджетами, привыкли получать чек как результат покупки именно в бумажной форме. С другой стороны, электронные каналы отправки чеков (Telegram, Viber, смс) тоже затратны, и отправка чеков через эти платформы иногда стоит дороже бумажного чека. Мы же как сеть, ориентированная на предпочтение широкого круга покупателей, цель быть удобными и понятными для всех», — рассказала Марина Сергиенко, генеральный директор сети «КОЛО».

По состоянию на январь 2022 года сеть EVA тратила около 1,7 миллиона метров кассовой ленты в месяц. Сейчас этот показатель сократился до 500 тысяч метров, то есть примерно на 300 тысяч гривен.

Постепенно вводить электронные чеки в магазинах компания начала еще с февраля 2022 года, а на сайте EVA.UA они появились еще раньше. В каждой торговой точке EVA хотя бы одна касса генерирует электронные чеки. В июне 2023 г. доля электронных чеков в сети составила 68,5%. «В перспективе мы планируем отказаться от бумаги, но пока предлагаем клиентам альтернативу — обслуживание на кассе с электронным или бумажным чеком, возможность распечатать электронный чек в магазине по просьбе покупателя», — говорит Марина Кацеба, директор департамента продаж управляющей компании ООО «РУШ».

В сети «Файно маркет» рассказывают, что ежегодно на кассовую ленту компанией тратится 5 млн грн, а на обслуживание и ремонт РРО — еще 1,4 млн грн. Ритейлер планирует постепенно перейти на ПРРО, но с печатанием бумажных чеков. Плавный переход позволит сэкономить на приобретении РРО и их ремонтах, а экономия на сервисном обслуживании РРО компенсируется платой за ПО для ПРРО.

Оксана Жебчук, директор по трансформации в сети «Фора», рассказывает, что компания находится на активном пути внедрения в магазинах программных РРО. Сегодня полностью или частично ПРРО покрывают 20% сети. Поэтому в части магазинов покупатели уже используют электронные чеки, интегрированные в мобильное приложение. В сети отмечают, что в скором времени такая возможность появится у гостей всех магазинов "Фора«.

Актуальность для покупателей и продавцов

Благодаря автоматизации ПРРО и возможности выполнения нескольких операций одновременно, все процессы происходят гораздо быстрее и экономнее. Однако не всегда выгодное решение для бизнеса актуально для клиентов. Каждый покупатель знает выражение «Сохраняйте чек после покупки», поскольку этот документ сохраняет право на гарантийный ремонт или возврат товара. В сети «Файно маркет» подчеркивают, что нужно постепенно приучить покупателя к тому, что отсутствие бумажного чека — это нормально. В сети «Наш Край» того же мнения: «Чтобы изменить привычки наших гостей, нужна хорошая информационная компания и время. Сейчас они знают, что им должны выдать физический бумажный чек и это гарантия на их покупку», — подчеркивает операционная директор сетей «Наш Край» и SPAR Наталья Сайкевич. С другой стороны, практика сети METRO показывает, что при возможности выдавать печатные фискальные чеки, больше клиентов предпочитают электронные документы.

Поэтому покупателям важно понять, что электронный чек является дубликатом бумажного и выполняет те же функции. К примеру, при покупке большой бытовой техники, электронные чеки регистрируются на сайте производителя, а не только в системе ритейлера. К тому же, каждый покупатель всегда сможет проверить подлинность чека или найти его в базе в электронном кабинете государственной налоговой службы. А для недиджитализированных покупателей торговые сети будут сохранять возможность напечатать чек.

Торговым сетям такое новшество значительно помогает в упрощении отчетности, ремонтах и обслуживании касс и способствует улучшению обслуживания клиентов.

«Эта тема является своеобразным мейнстримом на рынке и не теряет актуальности в последние несколько лет. Мы активно следим за всеми инновациями по этому вопросу. Сейчас наша компания успешно комбинирует использование классических РРО и программных. На сегодня классические РРО преобладают в сети «КОЛО», поскольку большинство наших классических РРО еще имеют срок эксплуатации в ближайшие годы и отказываться от них сейчас экономически нецелесообразно. Однако наша компания открыта к новым цифровым решениям, которые, по нашему убеждению, оптимизируют ряд процессов», — говорит Марина Сергиенко.

Так или иначе, электронные чеки представляют современный и инновационный подход к осуществлению платежей, который уже становится популярным во многих странах. С их помощью торговые операторы упрощают процесс учета и делают его менее экономически затратным, а вместе с тем способствуют уменьшению влияния на окружающую среду.